О физике — с лирикой

Сопротивление, модуляция, амплитуда... Подобные термины на гуманитариев, в том числе и меня, всегда нагоняли тоску...

Сопротивление, модуляция, амплитуда... Подобные термины на гуманитариев, в том числе и меня, всегда нагоняли тоску. Как, впрочем, и сама физика. Предмет казался неинтересным, педагоги — занудами. Пока я не познакомилась с заслуженным учителем Беларуси Валерием Барашковым. О любимой физике, своих учениках Валерий Васильевич — преподаватель Могилевского областного лицея № 1 — рассказывал несколько часов. И все это время я не ерзала на стуле в ожидании конца «урока». Потому что впервые в жизни осознала: и физика, и физик бывают интересными.


...К дешевой шариковой ручке привязан провод, перемотанный изолентой. Незамысловатая конструкция, к которой я поначалу не проявила интереса, оказалась карманным ксероксом. Его Барашков смастерил лет 35 назад.


— Я тогда в деревенской школе преподавал, — вспоминает педагог. — Такую чудо–технику, как ксерокс, у нас и не видели. Пришлось самому делать. На этом ксероксе размножал потом задачки для школьников. Так увлекся, что лет на 10 вперед образцов «нашлепал».


В Осиновскую среднюю школу Чаусского района Барашков приехал, окончив Могилевский пединститут, отслужив в армии, два года отработав в Могилевском отделении Института физики Академии наук БССР. В сельской школе он задержался на 17 лет.


— Говорят, успехи по физике процентов на 50 связаны с успехами по математике. Моя жена — прекрасный математик, вот и старались с ней на пару, — рассказывает Валерий Васильевич.


Их ученики побеждали в областных, республиканских олимпиадах по физике. На Всесоюзную олимпиаду в Москву от Беларуси в ту пору всего 5 школьников отправляли. Из них 2 — 3 — «барашковых». Теперь на олимпиады — областные, республиканские, международные — ездят учащиеся областного лицея № 1, где работают супруги.


— Когда лицей образовался, нас сюда переманили, — вспоминает Барашков. — И у меня открылось второе дыхание. Как бы сельскую школу ни подтягивали до уровня городской, возможностей у городских все равно больше. А у минчан больше, чем у могилевчан. В столице лицеисты могут дополнительно заниматься с преподавателями вузов. В провинции такого наставника–доцента найти непросто.


Зато педагоги Барашковы с детьми дополнительно занимаются с удовольствием. «Муж в лицее с восьми утра до восьми вечера, — не скрывает Лидия Ивановна. — И у меня примерно такой же график. Наши сыновья к нему с детства привыкли».


Привыкли Михаил и Андрей с детства и к точным наукам. Оба стали физиками, живут и работают в Москве. В Московском физико–техническом институте, куда поступить очень непросто, учатся сегодня многие выпускники Барашкова. Мишу Гущина туда и вовсе приняли без экзаменов.


— Он в лицей приехал из Кличевского района. Деревенский паренек, не слишком хорошо знавший физику, но очень старательный, — вспоминает Барашков. — Стали заниматься дополнительно, и вскоре Миша отличился на областной олимпиаде. Попросил жюри... снизить ему оценку на 7 баллов: мол, вы мне ее дважды за одно правильное действие поставили.


Принципиальный Гущин на этой олимпиаде победил. Затем было 1–е место на республиканской, 3–е — на международной. Из Мексики в подарок любимому педагогу он привез сомбреро и маракасы. И теперь, бывая в Могилеве, всегда его навещает. Не забывают своего учителя и вчерашние лицеистки, ныне студентки московского «физтеха» Оля Чернуха и Лариса Исаченко. А недавно побывали у него самые первые выпускники, окончившие лицей 19 лет назад. Привезли любимому педагогу подарок — спортивный велосипед. А еще в мастерской Барашкова, где так любят задерживаться после уроков юные физики, есть симпатичная коллекция... барашков. На одной из плюшевых игрушек, подаренных выпускницей Аней Сахаровой, надпись: «На редкость добрый». Если настроение у Барашкова не очень, табличку он поворачивает другой стороной: «Очень зол».


Злым Валерия Васильевича, впрочем, никто никогда не видел. По словам учеников, он не только педагог, но и человек замечательный. Вот что написала на одном из могилевских сайтов его бывшая ученица: «Я со страхом ходила на занятия к школьной даме–физику, но с радостью бежала на курсы по физике в лицей к Валерию Барашкову. Пока он играл нам на гитаре, поил чаем и «бил током», мы незаметно для себя полюбили и усвоили физику».


Пробудить у детей интерес к физике Барашкову удается сразу. Он не из тех, кто нудно объясняет тему у доски. «Явление фотоэффекта — это «выбивание» светом электронов из металлов, — рассказывает он ученикам. — Представьте, что металл — это наш класс, парты — атомы, а вы все — свободные электроны. Если в класс заходит крепкий учитель физкультуры, он запросто сможет вытащить за дверь каждого из вас. А вот хрупкой учительнице математики дотянуть до двери ученика сил не хватит. Значит, фотоэффект не состоится».


Даже мне интересно и понятно. Впрочем, физику лицеисты изучают не только в теории, но и на практике.


— Этот пульт управления Володя Шведов сделал, — демонстрирует Барашков. — Этот бесконтактный спиртометр мы с ребятами лет 10 назад смастерили. Ставишь в ящичек закупоренную бутылку — и прибор определяет, сколько спиртного в ее содержимом. Сейчас хотим прибор переоборудовать и проверять с его помощью качество бензина и солярки.


Подобных изобретений у Барашкова и его учеников немало. Более 200 ребят стали победителями областных, республиканских, международных олимпиад.


— Они замечательные, многие уже окончили вузы, стали учеными, — гордится Валерий Васильевич. — А ведь физика — наука непростая. И к международной олимпиаде готовить детей становится все сложнее. За последние 10 лет «олимпиадное движение», его уровень значительно выросли. Сегодня мы начинаем с таких сложных задач, которыми раньше заканчивали. Двух лет обучения в лицее порой оказывается маловато для серьезной подготовки. К тому же сельские ребята приезжают к нам слабенькие. Конечно, не всем дано стать выдающимися учеными, физиками, математиками. Но если есть желание и способности, у детей должны быть и возможности развиваться, проявить себя.


Эту возможность и дают детям такие наставники, как Валерий Барашков. И хорошо бы, чтобы подобные талантливые педагоги чаще появлялись, а главное — закреплялись в наших лицеях и школах.


Фото автора и из архива семьи Барашковых.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter