О европейских ценностях и их понимании

Один из депутатов Палаты представителей Национального собрания обратилась с письмом в посольства стран Запада: «правительства западных государств так и не поняли специфики ментальности, по крайней мере, славянской части бывшего Советского Союза»

Не так давно один из депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь обратилась с письмом в посольства стран Запада. По мнению депутата, «правительства западных государств так и не поняли специфики ментальности, по крайней мере, славянской части бывшего Советского Союза (за исключением Западной Украины)».

Депутат уверена, что «важнейшей чертой» (по всей видимости, того, что она именует «спецификой ментальности») «всегда было умение находить истоки национальной гордости в освободительных войнах». Оказывается, «русские, белорусы и украинцы в Советском Союзе самоутверждались в осознании особой миссии по спасению своей страны и всей Европы от фашизма». (Цена «самоутверждения» — около 26 миллионов жизней наших соотечественников.) 

Будучи, по собственному определению, «человеком, разделяющим европейскую систему ценностей», депутат решила написать письмо иностранным дипломатам, дабы за рубежом наконец поняли, что «после событий последнего времени в Эстонии и своеобразной реакции на них западной дипломатии и западных правительств мало кто в нашем геополитическом пространстве поверит в необходимость грядущего торжества идеалов демократии в европейской версии в наших государствах». 

Поскольку вопросы народной избранницы были поставлены не только остро, но и по существу, как говорится, в лоб, некоторым иностранным дипломатам отмолчаться не удалось. 

И вот что ответил депутату представитель туманного Альбиона. Походя отметив, что «мы не уделяем такого значительного внимания победе», г-н посол категорично заявил, что, оказывается, «в войне нет победивших, мы все проиграли. Результатом войны стал технологический и социальный прогресс, но цена его была огромной и должна всеми считаться проигрышем. Во-вторых, у нас нет права ожидать от стран благодарности за их освобождение. Мы не ожидаем признательности от французов за то, что мы их освободили. История распорядилась так, что Франция была оккупирована, а Британия — нет, но оба народа сопротивлялись гитлеровской Германии и сражались против нее. Освобождение Франции стало технической стадией в течение войны, причиной радости, но не долговременной благодарности. Таким образом, мое отношение к победе, освобождению и военным мемориалам (которые должны быть символом памяти, но не триумфализма), возможно, отличается от вашего. Это важно и в данном случае Эстонии...». 

Не секрет, что человеческая память недолговечна. Прошло лишь немногим более шестидесяти лет с того времени, когда все народы — союзники в борьбе против нацизма вздохнули с облегчением, будучи в уверенности, что подобное уже никогда не повторится. Что никогда по улицам европейских городов не будут маршировать солдаты, одетые в форму «Ваффен-СС» — организации, созданной для массового уничтожения людей по расовым отличиям. Что никто не будет возводить им мемориалов и музеев. Что никто и никогда, руководствуясь «национальными отличиями», не будет лишать гражданских прав сотни тысяч сограждан без вины, без су­да и по закону, получающему обратную силу… 

О том, что в сегодняшней Эстонии нет фашизма, ксенофобии и разжигания межнациональной розни, вам скажет любой эстонский политик. А ежегодные слеты нацистов — это не фашизм, а просто встречи «национальных героев». Те, кто принимал решение о демонтаже памятника советскому солдату-освободителю в Таллине, сегодня гордо заявляют, что эстонцы — народ европейский. Не так давно (видимо, для большей вескости этого заявления) местная правящая партия «Республика» (прошедшая в парламент практически за счет русских голосов, пообещав «нулевой вариант гражданства», после чего неожиданно «сменившая вектор») выпустила статью «Три тезиса о нацизме, Второй мировой войне и политике». Там все убойные аргументы, можно сказать, «разложены по полочкам» не хуже, чем в процитированном выше письме. Оказывается, «во Второй мировой войне не было явных победителей и проигравших», антифашистское движение в Эстонии граничит с «подлостью и популизмом», а «наше членство в НАТО и ЕС оказалось бы нереальным, если бы не было борьбы наших парней, борьбы вермахта, борьбы целой немецкой армии, в том числе «Ваффен-СС». 

Странно, что подобная точка зрения не только не шокирует, но и почти «заслуживает понимания» представителей государства, совокупные людские потери которого в борьбе с нацизмом превышают 950 000 человек. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter