Раввин Григорий Абрамович об особенностях празднования Пурима

О древнем способе укрепления дружбы

На следующей неделе, в субботу вечером 23 марта, начинается один из самых веселых праздников в еврейском календаре — Пурим. Он был установлен в память о спасении евреев 127 провинций царя Ахашвероша, которых хотел уничтожить злодей Аман. Осуществиться коварным планам не дали мудрый Мордехай и красавица царица Эстер. Увы, подлых злодеев история знает немало. Поэтому и в наше время праздник не утратил своей актуальности, хотя и отмечается уже почти 2,5 тысячи лет.

Среди традиций празднования Пурима — чтение Свитка Эстер, пир и веселье. Кроме того, положено раздавать милостыню нуждающимся. Есть еще одна заповедь, которая важна так же, как и все упомянутые. Мишлоах манот — традиция посылать по случаю праздника как минимум два яства хотя бы одному другу. Об этом упоминается в самом Свитке Эстер. На практике обычай существует более двух десятков веков. Он является важным фактором укрепления дружбы и поддержки атмосферы праздника. Да, порой мы стеснены в пространстве и средствах, что не позволяет нам пригласить всех в свой дом. Но таким образом можно разделить радость с большим количеством друзей и выполнить заповедь. Да и в ответ, конечно, приятно получать яства от друзей.

Еще одна важная деталь: можно привлечь к доставке детей, чтобы именно они отнесли блюда. Так они на практике соприкоснутся с понятиями дружбы и общения.

Впрочем, нередко приходится отправлять нескоропортящиеся продукты и напитки по почте — ведь друзья могут находиться в другой стране и даже в другой части мира.

И все же при важности мишлоах манот я заметил, что эту заповедь на Пурим исполняют меньше, чем другие. Несколько лет назад вместо того, чтобы говорить о важности этой традиции, я спросил у тех, кто не планирует ее выполнять: что вас останавливает? Удивило, что одна из причин — страх. Люди боятся, что, отправляя угощения друзьям, они могут нарваться на непонимание. Многим кажется, что сегодня не совсем культурно передавать «ссобойку» тем, кто не находится в больнице или не испытывает в еде особой нужды. Заповедь, которая должна укреплять дружбу, в представлении многих может стать причиной, которая эту дружбу прервет.

В нашем мире, быстром и ярком, в котором есть мобильные телефоны, интернет и много комфорта, древние методы укрепления отношений и некоторые заповеди, возможно, выглядят архаично. Однако несколько лет назад, когда на мир обрушилась пандемия коронавируса, мишлоах манот обрел новую жизнь. Люди увидели, как важно прислать такие подарочки тем, кто остается дома.

В прошлом году, прежде чем говорить об этой традиции, я обратил внимание на рекомендацию: для бедного человека допустимо приобрести что-то себе на Пурим, потом обменяться с таким же по достатку, как он, и заповедь будет выполнена. Подробно о нюансах говорит книга XVI века Шулхан арух (раздел Орех Хаим 695).

А этой весной я услышал интересный вопрос по теме. У человека, с его слов, нет вообще ни семьи, ни врагов, ни друзей для выполнения такой заповеди. И допустимо ли оставить свои яства в синагоге для того, кому никто ничего не прислал или о ком все забыли? С одной стороны, по букве закона важно отправить от конкретного адресанта конкретному адресату. Но по совести важно оставаться человеком. И возможно, такое простое и открытое действие создаст благодатную почву не только для дружбы, но для и укрепления веры в то, что мы нужны и Всевышнему, и другим людям. Это и есть исполнение заповеди и проявление культуры.

Раввин Григорий Абрамович
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter