Кадр из фильма «Союз спасения»
— Сергей, вы снова снимаетесь в Минске?
— Да, в прошлом году здесь работали над сериалом «Сильная слабая женщина», а сейчас новый проект — «Хозяйка горы».
— Зрителей в праздничные дни ждет и новая картина с вашим участием — «Союз спасения». Расскажите о вашей роли в ней?
— Леонид Бичевин играет Сергея Муравьева-Апостола, главного героя, а я — его брата Артамона, который, в общем, его всячески пытается остановить… Такая простая, казалось бы, роль, но очень важная для фильма. Надеюсь, нашу работу оценят и российские, и белорусские зрители.
— Есть какие-то особенности работы в таком большом продюсерском проекте в отличие от сериала?
— Конечно, ведь стоят разные задачи и преследуются разные цели. Сериальная структура совсем иная, чисто технологически там все по-другому происходит, достаточно плотный график работы, большая выработка в день. В кино режиссеры и продюсеры имеют возможность работать достаточно подробно. В частности, наш проект «Союз спасения» около года снимали, потом год монтировали, озвучивали и так далее. Это совершенно другой подход. Такой грандиозный проект невозможен без абсолютной включенности в материал всех профессиональных звеньев, проводились исторические консультации.
По-моему, была проделана грандиозная работа, так что фильм надо обязательно смотреть, это будет любопытно.
— Сергей, в вашем театре имени Ленсовета в Санкт-Петербурге режиссера Юрия Бутусова в кресле художественного руководителя сменила народная артистка России, супруга Михаила Боярского Лариса Луппиан. Вы же по большей части актер бутусовской команды.
— Как и в любом живом творческом организме, особенно в театре, со временем происходят различные брожения и трения… Еще год назад эту ситуацию я, может быть, воспринимал более остро, что ли. Наша группа единомышленников продолжает двигаться дальше в своем направлении. Другая половина театра — в своем. Никто не стремится к разделению. Нет такой задачи — осознанно разделить театр на две воинствующие стороны. Есть своя команда, которая работает в едином ключе, дыхании и атмосфере. Премьера этого года «Мертвые души» — детище продолжателя традиций Юрия Бутусова режиссера и актера Романа Кочержевского, который принимал самое активное участие в создании спектаклей Бутусова «Все мы прекрасные люди» по Тургеневу, «Город. Женитьба. Гоголь» и других.
— Сергей, почему зрительские сердца всегда больше открыты традиционному театру, а все новое и неожиданное так сложно пробивает себе дорогу?
— Это вопрос риторический. Хотя ответ давно у меня внутри сформулирован. Все то, что делает на сцене тот же Юрий Бутусов, — не просто для обывателя. Это требует от зрителя психологических, физических, мысленных и душевных затрат. Но, к сожалению, у нас есть такая традиция, и она сформирована не нами сейчас, она складывалась веками в русском и белорусском театрах (я их не делю, считаю, что у нас единое театральное пространство и театральный дух единый), что театр — это прежде всего развлечение. Он сформирован как плацдарм и почва именно для развлечений, как одно из ответвлений формы времяпрепровождения, формы досуга. Такова данность: люди приходят в театр после работы, чтобы отдохнуть. Чаще всего посмеяться. Слава богу, что есть такая драматургия, где можно не только посмеяться, но и над чем-то задуматься. Тот же Александр Николаевич Островский, которого мы видели в минском театре.
Бутусов и некоторые другие режиссеры занимаются немного другими вещами. Они заставляют зрителя работать. Для неподготовленной публики это сложно. Тот, кто соглашается и пересиливает себя, проводит эту внутреннюю работу, в благодарность получает новые ощущения, незапланированные и невиданные доселе. Это такая награда за то, что ты высидел, вытерпел где-то, что-то впитал.
— Для вас важны награды профессионального сообщества, похвалы критиков?
— Это не влияет на работу и вызывает только улыбку как при получении, так и не при получении награды. Ничего, кроме привкуса легкого, ни к чему не обязывающего теплого комплимента, любое признание не должно привносить в твою жизнь. Признание — как подтверждение того, что ты движешься в верном направлении.
Любой актер должен быть открытым сегодня новым поискам и новым шагам. Не все в театре сводится к традиции. Есть разные блюда, и их надо уметь готовить.