Актер Сергей Перегудов уверен: зритель в зале тоже должен трудиться

О декабристах замолвите слово

На наши экраны 26 декабря вышел фильм «Союз спасения» режиссера Андрея Кравчука, рассказывающий волнующую историю декабристского восстания 1825 года. Зрители старшего поколения наверняка помнят пронзительную картину «Звезда пленительного счастья» режиссера Владимира Мотыля, уроженца белорусского Лепеля. Авторы «Союза спасения» решили поговорить на историческую тему на языке, понятном молодому поколению. Роль Артамона Муравьева в фильме исполнил популярный российский актер театра и кино Сергей Перегудов. Встретившись случайно на премьере «Я вещь…» Нового драматического театра, куда его пригласили белорусские коллеги, мы не могли упустить возможность поговорить с артистом.

Кадр из фильма «Союз спасения»

— Сергей, вы снова снимаетесь в Минске?

— Да, в прошлом году здесь работали над сериалом «Сильная слабая женщина», а сейчас новый проект — «Хозяйка горы».

— Зрителей в праздничные дни ждет и новая картина с вашим участием — «Союз спасения». Расскажите о вашей роли в ней?

— Леонид Бичевин играет Сергея Муравьева-Апостола, главного героя, а я — его брата Артамона, который, в общем, его всячески пытается остановить… Такая простая, казалось бы, роль, но очень важная для фильма. Надеюсь, нашу работу оценят и российские, и белорусские зрители.

— Есть какие-то особенности работы в таком большом продюсерском проекте в отличие от сериала?

— Конечно, ведь стоят разные задачи и преследуются разные цели. Сериальная структура совсем иная, чисто технологически там все по-другому происходит, достаточно плотный график работы, большая выработка в день. В кино режиссеры и продюсеры имеют возможность работать достаточно подробно. В частности, наш проект «Союз спасения» около года снимали, потом год монтировали, озвучивали и так далее. Это совершенно другой подход. Такой грандиозный проект невозможен без абсолютной включенности в материал всех профессиональных звеньев, проводились исторические консультации.

По-моему, была проделана грандиозная работа, так что фильм надо обязательно смотреть, это будет любопытно.

— Сергей, в вашем театре имени Ленсовета в Санкт-Петербурге режиссера Юрия Бутусова в кресле художественного руководителя сменила народная артистка России, супруга Михаила Боярского Лариса Луппиан. Вы же по большей части актер бутусовской команды.

— Как и в любом живом творческом организме, особенно в театре, со временем происходят различные брожения и трения… Еще год назад эту ситуацию я, может быть, воспринимал более остро, что ли. Наша группа единомышленников продолжает двигаться дальше в своем направлении. Другая половина театра — в своем. Никто не стремится к разделению. Нет такой задачи — осознанно разделить театр на две воинствующие стороны. Есть своя команда, которая работает в едином ключе, дыхании и атмосфере. Премьера этого года «Мертвые души» — детище продолжателя традиций Юрия Бутусова режиссера и актера Романа Кочержевского, который принимал самое активное участие в создании спектаклей Бутусова «Все мы прекрасные люди» по Тургеневу, «Город. Женитьба. Гоголь» и других.

— Сергей, почему зрительские сердца всегда больше открыты традиционному театру, а все новое и неожиданное так сложно пробивает себе дорогу?

— Это вопрос риторический. Хотя ответ давно у меня внутри сформулирован. Все то, что делает на сцене тот же Юрий Бутусов, — не просто для обывателя. Это требует от зрителя психологических, физических, мысленных и душевных затрат. Но, к сожалению, у нас есть такая традиция, и она сформирована не нами сейчас, она складывалась веками в русском и белорусском театрах (я их не делю, считаю, что у нас единое театральное пространство и театральный дух единый), что театр — это прежде всего развлечение. Он сформирован как плацдарм и почва именно для развлечений, как одно из ответвлений формы времяпрепровождения, формы досуга. Такова данность: люди приходят в театр после работы, чтобы отдохнуть. Чаще всего посмеяться. Слава богу, что есть такая драматургия, где можно не только посмеяться, но и над чем-то задуматься. Тот же Александр Николаевич Островский, которого мы видели в минском театре.

Бутусов и некоторые другие режиссеры занимаются немного другими вещами. Они заставляют зрителя работать. Для неподготовленной публики это сложно. Тот, кто соглашается и пересиливает себя, проводит эту внутреннюю работу, в благодарность получает новые ощущения, незапланированные и невиданные доселе. Это такая награда за то, что ты высидел, вытерпел где-то, что-то впитал.

— Для вас важны награды профессионального сообщества, похвалы критиков?

— Это не влияет на работу и вызывает только улыбку как при получении, так и не при получении награды. Ничего, кроме привкуса легкого, ни к чему не обязывающего теплого комплимента, любое признание не должно привносить в твою жизнь. Признание — как подтверждение того, что ты движешься в верном направлении.

Любой актер должен быть открытым сегодня новым поискам и новым шагам. Не все в театре сводится к традиции. Есть разные блюда, и их надо уметь готовить.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter