О честной борьбе замолвите слово

Лето–2012 выдалось уникальным по насыщенности большими спортивными событиями...

Лето–2012 выдалось уникальным по насыщенности большими спортивными событиями. Не успел отгреметь европейский чемпионат по футболу, как весь мир наблюдает за ходом следующего, еще более грандиозного форума — лондонской летней Олимпиады.


Большой спорт давно перестал быть явлением сугубо спортивным, и, честно говоря, закрадываются подозрения, что собственно состязательная компонента становится все менее значимой. Большой спорт стал в первую очередь большим бизнесом, сферой, где правят большие деньги. А где большие деньги, там и большой цинизм. Вытрясти побольше из карманов экзальтированных болельщиков — альфа и омега околоспортивных дельцов. Для этого все средства хороши, и иногда в итоге доходит до абсурда. Не абсурд ли, когда спонсорами спортивных событий становятся пивные брэнды, производители кока–колы и других, прямо скажем, не самых спортивных продуктов? Нет, сегодня это в порядке вещей, и болельщик, активно сопереживающий любимой команде за бутылочкой пива или идущий на стадион, приняв на грудь горячительных напитков, — явление обыденное. Поэтому стоит ли удивляться рекламе алкоголя, ненавязчиво сопровождавшей тот же Евро–2012 на всем его протяжении?


Массовые спортивные зрелища всегда шли рука об руку и с политикой. В социально–политических целях их использовали еще древние. Вспомним Древний Рим с его известным принципом «хлеба и зрелищ». Зрелища отвлекают от насущных проблем, бытовой неустроенности, недовольства существующими порядками, позволяют абстрагироваться от повседневных проблем и уйти в увлекательный виртуальный мир, услужливо создаваемый всевозможными фабриками грез. Это своего рода отводные клапаны, через которые выпускается негативная, протестная энергия масс, опасная для существующих устоев.


Мир большого спорта — один из таких виртуальных миров, живущий по своим законам и на время вытесняющий из сознания огромных масс людей реальные проблемы окружающей действительности.


На время футбольного чемпионата на задний план ушла безрадостная реальность европейского экономического кризиса. Футбольный триумф, очевидно, имел важный терапевтический эффект для одной из наиболее проблемных стран — Испании. Но поутихла радость победы, и вновь по улицам Мадрида маршируют мрачные бастующие шахтеры. И вот началась Олимпиада. Обыватель снова переключился на спортивные баталии, а испанское правительство получит еще одну передышку.


Большой спорт — это не только радость побед и горечь поражений. Это еще и состязание национальных самолюбий. И уж тут политическое измерение большого спорта предстает во всей своей красе. Особенно когда на спортивной арене встречаются страны, скажем так, недолюбливающие друг друга in real life. Вспомним российско–польский клинч, ставший чуть ли не ключевым событием Евро–2012. Истерики в польской прессе, русские фанаты с именами Минина и Пожарского на майках и эпичная потасовка под занавес. Был ли это спонтанный выброс эмоций или срежиссированная провокация — судить не берусь. Однако то, что политики сумели этим грамотно воспользоваться, — очевидный факт. Во всяком случае, партия Я.Качиньского «Право и справедливость» успешно начала предвыборную кампанию, мобилизовав очередной антироссийской истерией свой электорат. И межгосударственным отношениям это, кстати, нисколечко не повредило: они где были, там и остались.


Иногда политика вторгается в мир спорта и вовсе беспардонно, когда спортивное событие становится поводом для показательной порки неугодных стран. Традиция это давняя, можно вспомнить советскую Олимпиаду–80, которую проигнорировали многие западные страны, «наказывая» СССР за войну в Афганистане. Евро–2012 также началось с политического скандала, когда большинство европейских политиков демонстративно отказались посещать Украину — в знак поддержки Юлии Тимошенко, которая «демократической Европе» отчего–то видится «узником совести» в белых одеждах.


Казалось бы, «холодная война» завершена уже двадцать лет как, а ведь фирменным стилем именно той эпохи был перенос геополитических баталий на спортивные арены. Но, похоже, западный мир до сих пор не отошел от синдрома «холодной войны», продолжая свой крестовый поход против призраков «коммунизма и тоталитаризма», которые мерещатся ему по всему миру — в Беларуси, Китае, Сирии, Венесуэле, России, далее везде. Стало своего рода закономерностью: когда крупные спортивные мероприятия проводятся в незападных странах, политических скандалов там на порядок меньше. Но если принимающей стороной оказывается какое–либо из государств западного мира — политических эксцессов с охотой на «тоталитарных ведьм» не избежать.


Удивляться этому не приходится. Западный мир ощущает себя триумфатором в «холодной войне» и испытывает постоянную потребность поддерживать образ своего триумфа показательными акциями против «сил тоталитаризма», поднимающих голову то там, то здесь. Это — глубинное психологическое основание, на котором строится политика западных стран. А значит, лондонская Олимпиада почти наверняка станет ареной очередного противостояния, не имеющего никакого отношения к честной борьбе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter