О чем звонит колокол

Издревле колокольному звону в православной традиции приписывали чудодейственные свойства. Считалось, например, что, если встать под колокола, можно избавиться от боли, глухоты и немоты. Летописи свидетельствуют, что в старину колокольным звоном "лечились" во время эпидемий, а чтобы садовые деревья лучше плодоносили, их трясли именно под перезвон церковных колоколов. Наши предки были убеждены еще и в том, что колокола способны добавить ума — молодежь прислонялась лбом к еще гудящим после звона колоколам на пасхальной неделе. Современная медицина подтверждает то, что древние установили на практике: к примеру, врачи говорят, что особый тембр звучания колоколов обладает анестезирующими свойствами при очень многих заболеваниях. Кроме того, колокольный звон приносит слушателю эстетическое удовольствие, помогает уйти от обыденной суеты и взглянуть на мир радостно.

Вшколе звонарей Минского епархиального управления Белорусской православной церкви состоялся 14-й выпуск мастеров колокольного звона. В нынешнем году еще шестеро молодых специалистов пополнили ряды белорусских звонарей. Со дня же открытия школы в 2000 году ее преподаватели подготовили более сотни мастеров колокольного звона.
За почти семь лет своего существования школа обрела собственные педагогические традиции, наработала определенный опыт подготовки специалистов. Ее воспитанники в течение четырех месяцев постигают мастерство звона в учебном классе, на колоколах, отлитых предприятием “Отменное литье”, стажируются на звонницах монастырей и храмов столицы.
Символично, что выпуск в школе звонарей состоялся накануне Недели о мытаре и фарисее, которая по православному календарю началась вчера и с которой начинается подготовка верующих к Великому посту. В течение трех недель верующие готовятся к подвигу поста, сосредотачиваясь на покаянии и размышлениях о Боге, пояснили в Белорусском экзархате. Две первые недели посвящены воспоминанию евангельских притч “О мытаре и фарисее” и “О блудном сыне”. Во время третьей недели христиане вспоминают о Страшном суде и втором пришествии Иисуса Христа.
В соответствии с притчей мытарь (нечистый на руку сборщик налогов) и фарисей (человек, считавшийся праведником) молились в храме. Мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: “Господи, будь милостив ко мне, грешному!”. Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями и праведностью. В результате, мытарь получил оправдание, а фарисей — нет. На примере мытаря и фарисея церковь учит  тому, что первое условие для добродетели — это смирение и покаяние, а главное препятствие на пути к Богу — гордость.
Неделя о мытаре и фарисее по церковному уставу является “сплошной” — во все дни, включая среду и пятницу, разрешается употреблять в пищу мясное и молочное. В церковное богослужение включаются особые покаянные песнопения. И, конечно, звучит музыка колоколов...
Выпускники школы звонарей видят свою задачу в возрождении традиций православного канонического колокольного звона. Выйдя из стен минской alma mater, они сегодня работают в Беларуси, России, Украине, Латвии и Польше, становятся лауреатами престижных международных фестивалей и конкурсов, на их счету высокие оценки жюри в Ярославле, Кишиневе, Полоцке, Минске, Свияжске, Москве. И без работы они не остаются. Напротив, представители православной церкви говорят о том, что школа пока выпускает недостаточно звонарей для того, чтобы удовлетворить все поступающие от храмов заявки.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter