О чем трубят викинги?

О том, что Дания — страна для нас, белорусов, как далекая, так и в чем-то близкая, мы рассказали в первой публикации (номер за 16.10. 2010 г.). Напомним, корреспондентам «БН» повезло оказаться на стажировке в СМИ этой загадочной скандинавской стране. После которой журналисты осознали: наши народы кое-что объединяет. Например, стремление к порядку и чистоте на своей небольшой земле. Есть, конечно, чему нам и поучиться у датчан — например, одержимости здоровым образом жизни и фанатичному законопослушанию. А также умению поддерживать неугасающий интерес к своим всемирно известным «брэндам». Андерсен, принц Гамлет, Русалочка, Тиволи, Карлсберг…

Жителей Датского королевства и Беларуси объединяет стремление к порядку и чистоте на своей небольшой земле.

О том, что Дания — страна для нас, белорусов, как далекая, так и в чем-то близкая, мы рассказали в первой публикации (номер за 16.10. 2010 г.). Напомним, корреспондентам «БН» повезло оказаться на стажировке в СМИ этой загадочной скандинавской стране. После которой журналисты осознали: наши народы кое-что объединяет. Например, стремление к порядку и чистоте на своей небольшой земле. Есть, конечно, чему нам и поучиться у датчан — например, одержимости здоровым образом жизни и фанатичному законопослушанию. А также умению поддерживать неугасающий интерес к своим всемирно известным «брэндам». Андерсен, принц Гамлет, Русалочка, Тиволи, Карлсберг…

Вихри Кронборга. Не враждебные

НЕСКОЛЬКО столетий назад шекспировский Гамлет в отчаянии провозгласил: «Весь мир — тюрьма, а Дания — одна из худших». А сегодня это островное государство — пример для многих европейских стран по части разумной организации жизни. Да, когда попадаешь в «Замок Гамлета», «охраняющий» вход в Балтийское море, — так принято называть Кронборг, широко известный под именем Эльсинор как место действия гениальной пьесы — понимаешь, откуда у Шекспира появились ассоциации с подземельем. Величественное, одинокое, мрачное строение, со всех сторон обдуваемое грозными морскими ветрами (замок находится как раз на побережье). На воротах — барельефы, изображающие женщин с черепами в руках, а над тяжелыми дверями нависают устрашающие морды чудовищ… И тем не менее находиться туристу там вполне комфортно, не говоря уже об интересе — к счастью, многие раритеты сохранились в нетронутом виде, а еще можно посетить разместившийся здесь Музей судоходства и торговли. Ко всему и шекспировские образы не собираются умирать — в кронборгском сувенирном магазинчике за несколько десятков крон можно купить и череп бедного Йорика, и рыцарскую фигурку, и магнитик на холодильник с ликом самого Шекспира или с его бессмертной цитатой «быть или не быть»… 

Дело Кристиана Четвертого  

ЕЩЕ один замок — Кристиансборг, известный с 1167-го, был некогда королевским дворцом, — сегодня датский парламент. Со дня основания он стоит в старой части Копенгагена, на одном из островков, но за свою восьмивековую историю перестраивался несколько раз. Почему Кристианборг? Дело в том, что королей в Дании в основном называли Кристианами. Самый их любимый и почитаемый правитель — Кристиан IV, такой датский вариант Петра I. Король-реформатор, известный тягой к строительству и творческими в этой сфере устремлениями (сегодня бы его назвали «креативный менеджер»), кстати, недалеко от именного дворца возвел часовню и украсил ее семью фигурами, изображающими христианские добродетели.

Тиволи — а вам не страшно?

ЕСЛИ вас не страшит голова тыквы, словно убежавшая с праздника Хэллоуин, на входе старейшего, 1843 года рождения, парка развлечений Тиволи, то не проходите мимо. Сказочник Андерсен тоже был не прочь в свое время прогуляться по его тропинкам. Но по нынешним — едва ли захотел бы, хотя вид у парка самый романтический, фонари на деревьях создают особую атмосферу. У него бы точно пошла голова кругом от одних аттракционов («Демон», «Горка «Три петли») со скоростным спуском, забраться на которые спешат смельчаки, оглашающие потом окрестности диким визгом. В день нашего отъезда парк как раз закрывался на реконструкцию. Какими же новыми аттракционами встретит праздную публику Тиволи будущей весной, когда и старые выглядят смертоубийственными? Об этом даже не хотелось и думать…

Несказочный город

ПОСЛЕ парка, в котором так любил отдыхать Андерсен, не посетить городок, где он родился (в 1805 году) и жил, немыслимо. Оденс интересен прежде всего улочкой Hans Jensens Strрde. Маленький домик, притаившийся на углу квартала, — если заглянуть в окна, можно увидеть скромную кухонную утварь, треснувшую глиняную тарелку, из которой, возможно, ел сам сказочник — да кафе напротив и небольшая старинная площадь — вот и все, пожалуй, оденские достопримечательности. Но гулять тут можно часами — время как будто приостановило свой бег. Тихо, уютно, спокойно…

Нью Havn

КОПЕНГАГЕН — город островной (расположился на островах Зеландия и Амагер), а посему портовый — и этим сказано многое. Можно идти в любом направлении — обязательно выйдешь к воде: каналов и пристаней здесь не счесть. Да и само название столицы означает в переводе с датского «город купцов». В XII веке на его месте стояла деревушка-пристань, которую епископ Абсалон после постройки замка в 1167 превратил в город.

Побывать в столице Дании и не заглянуть в знаменитую Nyhavn («Новая Гавань»), популярнейшее место встреч в бесчисленных ресторанах и барах под открытым небом — значит, не понять дух всего мегаполиса. Это район со своим особым настроением. А не прокатиться на речном трамвайчике (где-то 7—10 у. е. за час прогулки) — не увидеть то, что с суши не очень-то заметишь, например, любопытные скульптуры на воде. Та же «Русалочка», визитная карточка города, которая в момент нашей поездки в Данию радовала гостей всемирной выставки в Шанхае, лучше смотрится с воды.

….Совсем рядом с районом — Королевский Театр. А в домах №№ 20 и 67 по набережной канала творил в разное время наш сказочник — куда же без него.

Прогулки по «Прогулке»

СОБСТВЕННО, все свободное время мы только и занимались тем, что гуляли по Строгету (в переводе с датского — «прогуливаться») — самой древней и длинной в Европе пешеходной улице, мощенной булыжником. Поначалу опасаясь, как бы случайно не заблудиться в старинных лабиринтах, а после — уверенно и со знанием дела лавируя между наследием «старины глубокой» и объектами эпохи потребления. Пульс, сердцебиение города — именно здесь.

Все, что нужно туристу и что предназначено для сравнительно честного отъема денег у него, на Строгете в избытке: сувенирные лавочки, сплошь заваленные китайским ширпотребом, бутики или помпезные гиперы, рестораны, кафе, сетевые магазинчики. И... живые скульптуры (даже лохматую гориллу довелось повстречать). Так что мы сперва и не знали, с чего начать — то ли с покупки датских «презентов», то ли со знакомства с шедеврами архитектуры. Будь то фонтаны (самый популярный «Гефион», в основе композиции которого — легенда о дочери великих скандинавских богов Асов, оторвавшей датскую землю от Швеции), шпили или обзорная Круглая башня. В итоге, так ничего и не решив, вышли на просторную площадь Городской Ратуши — отсюда, к слову, и начинается Строгет, — где нас встретил фонтан «Бык, раздирающий дракона», сама Ратуша высотой 106 метров и постамент с двумя викингами-трубадурами (по легенде, они должны трубить, когда видят проходящую мимо невинную девушку), а еще — оригинальный барометр. В хорошую погоду появляется фигура девушки на велосипеде, в ненастную — с зонтом в руке. Ну и, конечно, Андерсен — известная всему миру скульптура сказочника, облепленная со всех сторон туристами, которые так и норовят запрыгнуть к нему на колени. Лучше всего после суеты Строгета прийти именно к Ратуше и, никуда не торопясь, послушать латинских уличных музыкантов — как они здесь оказались, отдельный вопрос. Но оказались очень к месту — мексиканские напевы и скандинавская архитектура… Что может быть необычнее?

Метро без… машиниста

НЕОБЫЧНЕЕ оказалось метро. Сегодня центр Копенгагена местами основательно перерыт — идет энергичное строительство метрополитена. Пока у ныне действующего всего две станции. Через несколько лет их будет, как нам рассказали, 17. Пока же обходятся s-трейнами — наземными и подземными поездами, автобусами да велосипедами. А несколько метропоездов, как показалось, нужны не столько горожанам, сколько туристам. А как же — ведь те управляются не человеком, а компьютером. Признаться, впечатления от поездки  футуристические, особенно когда подходишь к кабинке водителя и видишь… только автомат. Могли ли представить древние викинги, что их потомки дойдут до жизни такой?

Анжелика МИЛЬТО, Лариса ЖИЛУДЬКО (фото), «БН»

НА СНИМКАХ: 1)  по улицам Оденса ходил сказочный Андерсен;  2) вход в парк развлечений Тиволи;  3) как утверждают датчане, мороженое у них самое вкусное; 4) что может быть необычнее — метро без машиниста.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter