Репортеры «СОЮЗа» отправились за птицей счастья в белорусский городок

О чем шумит Береза

Репортеры «СОЮЗа» отправились за птицей счастья в белорусский городок
В Брестской области две Березы. Деревня и город. Лесная деревушка в окружении берез вполне логично согласуется с именем, данным ей предками. А вот город Береза совсем не «березовый». Улицы окаймляют цветники и посаженные несколько лет назад молодые липы. Скоро город отметит появление 30–тысячного жителя.



Стоит Береза на берегу реки Ясельды. А приток Кречет несет свои воды, разделяя город на две части. Две реки и три дороги ведут в город. С одной стороны коттеджная застройка вплотную подошла к автомобильному шоссе Брест — граница России (Е–30). С другой — вышла за пределы «железки», соединяющей Москву с Берлином. А через саму Березу проходит старая московская трасса, теперь — дорога государственного значения Кобрин — Столбцы. Так что добраться до Березы можно в любой день и практически в любой час, без карты и навигатора — было бы желание.

Мы с фотокором въезжаем на центральную улицу Ленина со стороны Бреста — здесь 537 лет назад начинался город. Паркуемся на стоянке рядом с необычным сквериком, где с церковью соседствуют... вертолеты и танки. Здесь же прогуливаются молодые мамы с детскими колясками. Интересно, какие они назовут нам местные достопримечательности? Тут же тестируем молодежь на предмет знания малой родины.



Охотно и почти в один голос отвечают: кляштор. Так местные жители называют остатки монастыря картузианцев. В конце XVI века магнаты Сапеги в Березе построили сначала религиозную школу, а потом костел и монастырь. В Великом княжестве Литовском католический орден картузианцев основательно обжился только здесь, в Березе. Еще наши собеседницы называют «красные казармы», сыродельный комбинат, школу ремесел... Да, березовские сыроделы — настоящие мастера. Главные поставщики валюты в районный бюджет, славятся далеко за пределами Брестчины. К слову, и сам Березовский район — самый динамично развивающийся во всей Брестской области. Причем почти 40 процентов бюджета формируется за счет предприятий малого и среднего бизнеса. За достижение в 2013 году наилучших показателей в сфере социально–экономического развития район занесен на Республиканскую доску Почета.



Но вернемся в сквер, откуда начали прогулку по городу. Если будете здесь, знайте, что это не просто сквер с красивым храмом, а духовно–патриотический комплекс. Построен по инициативе местных воинов–«афганцев». Каждый год в день вывода войск из Афганистана в церкви в честь архистратига Михаила служат молебен за погибших в «горячих точках». Рядом с храмом — стела–памятник. Фонтан «Чаша слез». На площадке — боевые вертолеты и танки. Заместитель председателя Березовского райисполкома Евгений Тарасюк считает, что Береза не просто может, а достойна стать центром притяжения воинов–интернационалистов всего Союзного государства. Местом общения неравнодушных людей, которым есть что сказать молодежи.

Там, где сейчас новый храм, и раньше стояла церковь — полковая. А военным священником в храме с 1900 по 1917 год был Сергий Флоринский, в 2002 году причисленный Священным синодом Русской православной церкви к лику святых новомучеников и исповедников российских. Мы поставили в храме свечи о здравии близких и направились... в магазин. Правильнее было бы сказать: в «красную казарму». Но с некоторых пор там — торговые ряды, банк. А в соседней казарме — детская библиотека, галерея искусств и центр ремесел.



У зданий из красного кирпича — своя история. Здесь квартировал Пятигорский полк Российской империи. Подполковник Валерий Непарко, один из создателей музея боевой славы частей Березовского гарнизона, рассказал, для чего полк отправили в Березу в 1894 году:

— Формировался Варшавский военный округ, строилась железная дорога. Вот главные основания. Разговоры, что полк отправили подавлять антицарское восстание, безосновательны.

Заходим в детскую библиотеку. Затем в центр ремесел. Его директор Наталья Ковалевич радушно встречает и дарит нам «птицу счастья»:

— Молодой мастер Александр Лавринович восстановил популярное раньше ремесло изготовления щепной птицы–оберега. Учился у Николая Галабурды из деревни Судиловичи. Он называет эту поделку «птицей счастья». Когда–то, в годы войны, оберег спасал юного Николая от голода в Германии, куда фашисты угнали его на принудительные работы. Паренек изготавливал из щепы птиц и менял на хлеб...



«Красные казармы» построены из кирпича монастыря картузианцев. Того самого кляштора. Едем к нему. Знаменитый художник Наполеон Орда успел в свое время нарисовать костел и монастырь. Но мы видим другую картину — развалины. И хотя сегодня кляштор — историческая визитная карточка райцентра (на современном гербе Березы — монастырские ворота), предположить, что здесь будет когда–нибудь глобальная реконструкция и появится музей, сложно. Пока активно восстанавливается только брама, как называют въездные ворота местные жители.

Береза до 1940 года носила название Береза–Картузская. Сегодня известно, что второе имя дал монастырь. Но когда–то популярной была легенда, что Береза стала Картузской благодаря полководцу Суворову, повесившему на дереве свой картуз...

Монастырский кирпич, который помнит князей Сапегов, из которого затем сложили казармы для солдат Пятигорского полка, с 1934 по 1939 год служил стенами польского концлагеря. Через этот лагерь, где людей жестоко пытали, до воссоединения Белоруссии прошло не менее 10 тысяч человек — подпольщиков, борцов с польскими властями. Вот уж превратности судьбы. Сегодня «красные казармы» встречают запахом свежего хлеба, книг, акварельных красок и свежевыструганных «птиц счастья».

Будете в Березе, непременно зайдите в историко–краеведческий музей, расположенный на улице Ленина. Музей недавно реконструировали. Здесь вся история города. А в следующем году в Березе появится новый Дворец культуры. Он строится в парке. Уже под крышей. Надо отдать должное местным властям: у березовской молодежи есть возможность не только развлекаться, но и заниматься спортом. Ледовая арена, бассейн, стадион — выбирай по желанию.

Мы приехали на каток вечером, предварительно спросив в райисполкоме, когда там будут дети. «С утра до вечера», — ответил нам Евгений Тарасюк. И правда, время расписано буквально по часам. На катке мы застали ребят из международного лагеря «Патриот». Мальчишки — из разных городов Беларуси, тренеры — белорусы, россияне и литовцы. Ледовую арену построил в городе земляк — белорусский бизнесмен Юрий Чиж. Он же возводит неподалеку от райцентра туристический комплекс...

Когда–то Березу называли городом авиаторов. Потому что один из самых известных военных аэродромов Беларуси располагался недалеко от города. Но уже несколько лет город не слышит рева моторов. В 2010 году истребители перелетели к новому месту базирования. Событие это для ветеранов немного грустное, но в армии приказы не обсуждаются. Правда, они смогли убедить армейское руководство, что наименование и регалии полка должны быть сохранены. Беречь традиции авиаторов теперь надлежит 927–му Кенигсбергскому Краснознаменному ордена Александра Невского центру подготовки и применения беспилотных авиационных комплексов военно–воздушных сил и войск ПВО.

Уезжаем с багажом впечатлений и не с пустыми руками. Сыр «Сулугуни», сырокопченая колбаса «Советская» и птица–оберег занимают свое место в автомобиле. Когда приедем в Березу снова? Возможно, на международный праздник ручного сенокошения «Споровские сенокосы», который пройдет в августе в расположенном недалеко от райцентра болоте. Туда, кстати, съезжаются орнитологи посмотреть на очень редкую птичку — вертлявую камышевку. Впрочем, нет, конечно же, приедем раньше...

valentinak3@mail.ru

Фото Татьяны ГРИНКЕВИЧ

Советская Белоруссия №138 (24521). Четверг 24 июля 2014 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter