О чем писала «Советская Белоруссия»

Четверо смелых
Четверо смелых

Эта история взволновала весь Советский Союз.

«Трудящиеся Советской Белоруссии, из среды которых вышло немало героев, гордятся, как и все советские люди, славным подвигом А.Зиганшина, Ф.Поплавского, А.Крючковского и И.Федотова. ...И желают скорейшего возвращения на Родину».

Драму четверых солдат стройбата срочной службы, которая произошла 45 лет тому назад, американский журнал «Life» хотел купить за бешеные деньги. Тогдашним 20–летним пацанам, поверьте, хватило бы тех капиталистических гонораров на всю оставшуюся жизнь. Им предлагали даже политическое убежище в США! Но они распорядились своей судьбой иначе...

Ребята, о которых идет речь в «Советской Белоруссии», во время пресс–конференции, устроенной по поводу их спасения, гордо ответили на предложение остаться: «Упаси Боже. Мы хотим домой». Согласитесь, ответ настоящих героев! Героев своего времени и своей страны.

А по приезде в СССР Родина оставила их на свободе, даже вручила по ордену Красной Звезды...

А дело было так.

В ночь на 17 января 1960 года в бухте Итуруп самоходную баржу во время шторма унесло в Тихий океан. Высота волны в открытом океане достигала 15 метров... В тот день на вахту не явился только радист, который накануне повредил ногу и попал в санчасть. Судьба!

На унесенной от курильского причала барже, кроме четверых солдат, было ведро картошки, полтора кило жира, две банки тушенки, буханка хлеба и бак с питьевой водой. Еще была топливная солярка, которой ребята смазывали кусочки кожаных ремней, чтобы не подавиться при глотании... Этой провизии им хватило на 37 дней.

А на 49–е сутки дрейфа обессиливших и бредивших солдат обнаружил американский пилот, который и передал сообщение своему начальству на авианосец.

Один из членов команды авианосца был потомком украинских эмигрантов, мог кое–как говорить по–русски. После долгих, убедительных переговоров Асхат Зиганшин, в конце концов, отдал троим обессилившим товарищам приказ покинуть баржу, добавив: «Поднимайтесь. Что, американцы — не люди?»

Хочу подчеркнуть, что, по признанию Зиганшина, сначала они решили просить у американцев только пищи, воды и топлива. После чего, затарившись, идти на Итуруп своим ходом! Просили по принципу «русские не сдаются!», но «путешественники» не знали, что за семь недель дрейфа течение переместило их на две тысячи километров...

К тому моменту 20–летние солдаты потеряли в весе по 30 килограммов...

Ребят спасло чудо. Во–первых, чужая, можно сказать, вражеская армия обнаружила, затем высадила вертолетный десант на полуразрушенную советскую баржу. А во–вторых, перевернув все понятия о государственной военной тайне, американцы не побоялись и доставили изможденных ребят, потенциальных врагов, на авианосец — святая святых любой армии! И после такой «экскурсии» еще и отпустили солдат обратно в СССР.

К тому времени дома их уже объявили пропавшими без вести, кстати, даже отправили уведомления семьям. А в доме родителей того же Зиганшина сотрудники КГБ даже обыск провели.

Между прочим, американцы знали о пропаже баржи с солдатами, но никто специально ту баржу не искал. По счастливой случайности у них в тех краях проходили учения. Хотя, по логике, ни один человек на Земле не мог даже предположить тогда, что солдаты в марте 1960 года отыщутся живыми... Запасов продуктов на барже не было. Шторм.

А наши ребята выжили. Не сошли с ума от голода — опухли. Не порвали на части друг друга в агонии — варили кожаные ремни и сапоги... Выстояли. И даже дали «отлуп» американскому гостеприимству, что, собственно, очень обрадовало советских руководителей. Видно, слова из песни: «Раньше думай о Родине, а потом о себе!» и правда были девизом жизни в советской стране. Кстати, о песнях.

По утверждению современных СМИ, роковая четверка — Поплавский, Федотов, Крючковский и Зиганшин — в то время была популярнее, чем «Битлз». На архивных фото они даже чем–то напоминают своих ливерпульских сверстников. И даже «хит», придуманный народом, был у советских солдат: «Зиганшин–буги! Зиганшин–рок! Зиганшин съел второй сапог. Поплавский–рок! Поплавский–буги! Поплавский съел письмо подруги!»

Ныне из четверки отважных в живых остались двое — Асхат Зиганшин и Анатолий Крючковский. Они нисколько не жалеют, что однажды вернулись в СССР.

Правда, все о них забыли. Хотя в Америке, говорят, есть даже мюзикл, где поют о четверке!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter