О чем писала «СБ» 9 сентября

1950 г.

Первый уникальный архитектурный объект, который видят путешественники, прибывая в белорусскую столицу, — «Ворота Минска». Два 11‑этажных здания на Привокзальной площади — свое­образная визитная карточка города. Здания в стиле сталинского ампира отличаются величественностью и роскошью. Их строительство началось в 1950 году. Городские власти строго контролировали возведение этих объектов. Однако сложности все равно появлялись: прежде всего оттого, что не хватало квалифицированных специалистов. Об этом узнаем в материале нашей газеты «Ворота города». Тем не менее здания все-таки возвели, причем за небольшой срок — три года. А сегодня это одна из главных достопримечательностей столицы:

«Ворота Минска», 1952 г.

«В Минске напротив вокзала строятся два красивых пятиэтажных жилых дома Западного округа железной дороги. По архитектурному замыслу дома эти, украшенные двумя высокими башнями, должны служить своего рода воротами города. Один из этих домов на 110 квартир должны сдать в эксплуатацию в ноябре текущего года. Однако нынешние темпы строительства вызывают тревогу за своевременную сдачу дома. Чтобы обеспечить окончание наружной штукатурки центральной части здания в сроки, нужны 50 штукатуров, а имеется лишь 35. Такое же положение с малярами. Вместо 20 человек имеется семь».

1938 г.

Когда мобильных телефонов и мессенджеров не существовало, все писали друг другу письма. Проходило много времени, пока заветный конверт наконец оказывался в руках адресата. Например, на доставку послания из Баку в Москву могло уйти трое суток. Людям хотелось сократить время ожидания, но как это сделать? Выход из ситуации обычно находили летчики, перевозившие почту. В частности, из Баку в Москву в 1938 году научились доставлять письма всего за полдня. Новый воздушный путь проложила пилот Клавдия Бережная — она долетела за 6 часов 15 минут, двигаясь со скоростью 320 км/ч. Примерно столько же заняла дорога обратно. О достижении летчицы сообщили в «Советской Белоруссии». Публикация вышла под заголовком «Москва — Баку — Москва»:

«Летчица гражданского воздушного флота Клавдия Бережная совершила 7 сентября новый перелет по маршруту Москва — Баку — Москва. Общее расстояние — 3980 км — она покрыла на скоростном почтовом самолете ПС-40 за 11 ч 51 мин. Полет Бережной свидетельствует о возможности регулярного скоростного воздушного сообщения между Москвой и Баку. Пять месяцев в году (с мая по сентябрь) самолеты на линии Москва — Баку смогут совершать рейсы в течение одного дня».

2011 г.

Беларусь приняла II Европейские игры в 2019 году. Многие помнят о тех днях, а некоторые из нас даже видели своими глазами эти невероятные по накалу соревнования. 15 видов спорта, 3666 спортсменов из 50 стран... Разыграно 200 комплектов наград! Получить возможность принять состязания такого масштаба для любой страны непросто. Например, еще в 2011‑м наши представители подали заявку на проведение самых первых Европейских игр. Подробности переговоров в нашей газете тогда появились под заголовком «Спортивный интерес»:

«­Президент рассказал членам Исполкома ЕОК о том, как много внимания у нас уделяется тому, чтобы сделать спорт массовым, доступным для всех. А также об олимпийских амбициях и достижениях Беларуси: «В копилке суверенной Беларуси 14 золотых, 28 серебрянных и 48 бронзовых олимпийских медалей... За 20 лет независимости мы построили спортивных сооружений больше, чем за весь период пребывания нашей республики в составе СССР».

Для Беларуси, пояснил Александр ­Лукашенко, корпус олимпийцев — это в каком-то смысле министерство иностранных дел. Выдающиеся спортсмены прославляют свою страну на международной арене, укрепляют отношения с другими народами. ­Президент ЕОК Патрик Хики охотно согласился: «Спортсмены иногда лучше представляют страну, чем министры». Господин Хики отметил наши успехи на международных состязаниях: «Мы рассматриваем это как хорошие инвестиции со стороны Беларуси».

По оценке руководителя ЕОК, у нас многое делается для спортивной подготовки детей и молодежи. Строятся добротные арены и комплексы. Гость поблагодарил ­Президента за предложение провести Европейские игры в Беларуси. По мнению Патрика Хики, высокий уровень спортивной инфраструктуры потенциально позволяет нашей стране принимать такое ответственное мероприятие».

1945 г.

Побывать в мастерской творческого человека, которым восхищается весь мир, — бесценно. Хорошо, что такая возможность есть у журналистов. В 1945 году корреспондент нашей газеты отправился в гости к знаменитому скульптору Заиру Азгуру. Монументалиста по праву считали одним из лучших в профессии — в будущем он стал автором скульптурного ансамбля на площади Якуба Коласа и композиции «Слава погибшим воинам» на одной из граней монумента Победы в Минске. Но и на дату интервью у мастера было множество интересных работ. Он показал свои последние произведения и поведал о творческих планах. «В мастерской скульптора» — заголовок материала о той встрече. Вот что рассказал Азгур:

Якуб Колас в мастерской Заира Азгура, 1949 г.

«Недавно я закончил монументальную работу для художественной выставки «Победа». Это статуя маршала Рокоссовского. Много усилий и кропотливого труда вложил я в эту работу. Мне особенно дорог его образ, ведь Рокоссовский так много сделал для освобождения Белоруссии. Скульптура в 2 метра 70 сантиметров будет возвышаться на фундаментальном постаменте. Всесоюзный комитет по делам искусств уже принял статую и включил ее в список экспонатов будущей выставки».

nev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter