О чем писала «СБ» 7 сентября

2019 г.

Тысяча лет городу над Бугом. Юбилей Бреста еще долго будут помнить местные жители и гости, приехавшие тогда отметить масштабный праздник. Подарки в честь именинника сыпались со всех сторон. Распахнул двери современный автовокзал, появилась красивая набережная, вторую жизнь получил городской сад с более чем столетней историей. И это только лишь малая часть. О главных — в публикации «1000 лет для города — новая молодость». Поздравить брестчан со знаменательной датой приехал ­Президент. Глава государства отметил изменения, которые произошли здесь за последние годы:

«Его история — достояние всей страны. Его современный облик — повод для общей гордости. Брест изменился до неузнаваемости. Еще пять — семь лет назад он серьезно отставал в своем внешнем облике от других областных центров. Когда мы обсуждали подготовку к 1000‑летию, я сказал, что надо воспользоваться этой возможностью и подтянуть Брест до уровня самых красивых городов. На фотографии из космоса, сделанной нашим соотечественником Олегом Новицким, ночной Брест напоминает огненную птицу, расправившую крылья. Этот снимок словно отображает судьбу города. Города, который не желал покоряться захватчикам и не единожды сгорал дотла. Но, как мифический феникс, возрождался из пепла, становясь еще сильнее и прекраснее.

В эти дни Бресту один за другим дарили подарки. Перед учениками распахнула двери самая большая на Брестчине школа. Завершилась реконструкция театра кукол. Но основное внимание горожан было приковано к возведению второй очереди Западного обхода Бреста. Развязка, которая соединила берега реки Мухавец, погранпереходы «Варшавский мост» и «Козловичи», упростила путь брестчан из микрорайонов в центр. Это самый длинный путепровод в стране. Красную ленточку перерезал лично Глава государства».

Фото  БЕЛТА

1956 г.

Москвичи и гости российской столицы любят гулять по ВДНХ. Это уникальное пространство музейно-выставочных проектов с более чем 80‑летней историей. В 1939 году, когда оно только появилось, посетителей здесь знакомили с искусством соцреализма, достижениями крестьян, в громадных павильонах чествовали передовиков и Героев Социалистического Труда. Как и сегодня, там можно было увидеть редкие экспонаты: от новых моделей одежды до исторически значимых раритетов вроде палатки покорителя Арктики Ивана Папанина, в которой он жил на Крайнем Севере. Экспозиции часто менялись: вчера в павильонах могли стоять станки, сегодня — БТР, а завтра презентовали последние изобретения. О самых впечатляющих, конечно, рассказывали в прессе. «Советские автомобили» — так звучит заголовок публикации в нашей газете, где повествуется о достижениях советского машиностроения 1956 года. От БССР тогда представили улучшенную модель самосвала Минского автозавода:

Сборка 25-тонных МАЗов. 1956 год.
Фото  БЕЛТА

«Советское автомобилестроение — одна из молодых отраслей социалистической индустрии. На Всесоюзной промышленной выставке можно наглядно проследить, как она растет и развивается. Московские и минские, ярославские и горьковские, павловские и львовские автомашины выстроились в ряд в павильоне «Машиностроение»… Над своими собратьями, созданными в разных городах страны, гордо возвышается 25‑тонный самосвал Минского автозавода. Как на борт кораб­ля, поднимаются по узкой металлической лестнице посетители выставки в водительскую кабину, чтобы ознакомиться с оборудованием машины-гиганта».

1948 г.

День знаний для каждого свой, но неизменно одно: к началу учебного года готовятся не только учителя, но и ученики. Бывает, они даже помогают педагогам привести в порядок классы после летних каникул. В послевоенное время, когда страна еще оправлялась от нанесенного гитлеровцами ущерба, такую практику внедрили повсеместно. Общими усилиями у ребят и педагогов получалось навести красоту, так что в первые дни учебы уже ничто не отвлекало от всеобщего праздника. Помощь ребят требовалась и в том случае, когда школы только открывали. Классы к приему детей почти всегда готовили старшеклассники. Вот как это было в столице. Читаем отрывок из заметки «В новой школе»:

«Организованно начался учебный год в белорусской школе № 40 Минска. Еще задолго до начала уроков к новому, сияющему свежими красками зданию собираются юные жители. Особенно взволнованы малыши-первоклассники. Пытливыми глазами разглядывают они обстановку: новенькие блестящие парты, на больших окнах вазоны с зеленью, букеты живых цветов. «Еще из школы не ушли строители, — рассказывает директор, — как будущие ученики старших классов пришли с ведрами, щетками, тряпками для уборки классов. Хорошо подготовился коллектив».

1966 г.

Одним из первых шагов советской власти по восстановлению народного хозяйства СССР стала электрификация. Еще в 1919 году постановили: лампочка Ильича должна появиться в каждом доме. Что касается БССР, здесь процесс начался с Витебской и Могилевской областей. Впоследствии он захватил всю страну. Но, надо признать, быстрым все-таки не был. Даже в середине 1960‑х еще оставались деревеньки, куда не добрались привычные нам, современникам, блага цивилизации. Однако поводы для гордости все равно появлялись. Об одном из них — в материале «Двести электрифицированных сел». Собкоры «Советской Белоруссии» — на связи из Могилева:

«Нелегкий труд у сельских электрификаторов. По полям и лугам, через леса и реки ведут они линии электропередачи. Замечательных успехов добился нынче коллектив специализированного управления № 6. Электрифицировано 200 сел. Кстати, до конца 1966 года электрификаторам надлежит провести еще больше тысячи километров линий электропередачи, дать электроэнергию 40 хозяйствам, в том числе колхозам «Кронштадт» Костюковичского района, «Большевик» Мстиславского, совхозу «Доманы» Шкловского района».

nev@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter