О чем писала «СБ» 29 ноября

2016 г.

Лидеры Беларуси и Азербайджана много раз встречались на международных площадках, вели деловые переговоры, поддерживали дружеские контакты. Об официальных и рабочих визитах президентов сообщалось в прессе. «Теплый ноябрь в Баку» — названа публикация о посещении Азербайджана ­­Президентом Беларуси:

Баку, Центр Гейдара Алиева.

«О намерении вести еще более активное сотрудничество президенты Беларуси и Азербайджана говорили с первых минут встречи. Александр ­­Лукашенко сказал коллеге:

— Вы можете на нас рассчитывать... Если мы чем-то можем быть полезны вам в Азербайджане, мы всегда это сделаем. Наши возможности вы хорошо знаете, вы большой друг Беларуси... У нас нет закрытых тем, мы сотрудничаем по всем направлениям …

Одна из основных тем переговоров — торгово-экономическое сотрудничество. Начиная с 2015 года товарооборот снижается. И довольно ощутимыми темпами. Понятно, что главной тому причиной стала неблагоприятная ситуация в мировой экономике в целом. Но это, разумеется, не значит, что партнеры не станут искать варианты, как исправить ситуацию. Одним из них вполне может стать совместная работа в нефтяной сфере. Не так давно ­Азербайджан поставил партию нефти в Беларусь. Но это была разовая сделка. В любом бизнесе важно видеть развитие. ­­Президент предложил рассмотреть возможность сотрудничества системно…

За ближайший ориентир делового взаимодействия принимается уровень взаимного товарооборота в 700 млн долларов. Достижению этой цели поспособствует взаимное открытие торговых домов: азербайджанского в Беларуси и белорусского в Азербайджане. Сообщив об этом журналистам, президенты выразили общее мнение о том, что нынешний визит ­­Президента Беларуси поднимет межгосударственное сотрудничество на еще более высокий уровень».

1950 г.

Советские писатели часто встречались со своими поклонниками. С творческим вечером они могли приехать на предприятие, в библиотеку и другие организации. И наоборот, ради встречи с любимым автором люди отправлялись в столицу, преодолев большие расстояния. Так случилось с работниками колхозов, которых пригласили на спектакль в Купаловский театр. Они увидели пьесу Кондрата Крапивы «Поют жаворонки», а после — пообщались с ним. Для писателя было важно услышать отклик тех, о ком он сочинил свое произведение, ведь постановка посвящена колхозной жизни, простым труженикам. «Встреча колхозников с драматургом К. Крапивой» — так называется материал о событии:

Кондрат Крапива.

«Около 500 колхозников и колхозниц, бригадиров, агрономов и председателей колхозов Минской области приехали на днях в столицу республики, чтобы посмотреть в театре имени Янки Купалы новую пьесу белорусского драматурга К. Крапивы «Поют жаворонки»…

— Эту пьесу я написал, — рассказывает драматург, — после того, как побывал во многих колхозах нашей республики, в том числе и в колхозах Минской области. В одной пьесе трудно отразить всю широту и разнообразие колхозной жизни, поэтому в ней мною взят один вопрос — взаимоотношение личного и общественного в сознании людей…

После спектакля колхозники долго беседовали с К. Крапивой, делились своими впечатлениями о светлых перспективах колхозной жизни».

1962 г.

В газетах и журналах современный человек нуждается намного меньше, чем это было лет 60 — 70 назад. Тогда, чтобы купить свежую прессу, народ выстраивался в очередь к киоскам, многие выписывали издания прямо на дом, обменивались ими среди родственников и друзей. А сколько писем ежедневно отправляли другу другу советские граждане! Даже приблизительно сказать трудно. Услуги почты были востребованы и в БССР. За работу отделений республики отвечал Главпочтамт. Здесь поддерживали связи с аналогичными международными организациями, представители которых время от времени приезжали перенимать опыт у белорусов. Подробнее о работе почтамта узнаем из материала «Со всех концов света»:

Минский Главпочтамт, центральный вход. 1950-е годы.

«Ни на минуту не прекращается жизнь на столичном почтамте. Диспетчеры по графику отправляют и встречают транспорт, груженный почтой.

Глубокая ночь, а в газетной экспедиции оживленно. Идет сортировка, упаковка и отправка республиканской печати во все уголки Белоруссии. Каждый день отсюда уходит около 2 миллионов газет и журналов.

Минчане ежедневно получают и отправляют около 300 тысяч писем, бандеролей, переводов.

Наш почтамт является также крупным узлом международной связи. Отсюда отсылается во многие страны мира большое количество отправлений. За последнее время у нас побывали и знакомились с организацией работы делегации работников связи Вильнюса, Риги, Баку, Ташкента, а также Китайской и Польской народных республик, Франции».

1934 г.

За два года до этой публикации забойщик шахты № 1 «Kочегарка» Никита Изотов совершил трудовой подвиг. Всего за месяц выполнил план угледобычи на 562 процента. Это было в январе, а в июне ему удалось довести этот показатель до 2 тысяч процентов. Рекорд стал началом изотовского движения в СССР (ранее называлось «зотовским». - Прим. ред.). Оно распространилось по всей стране и охватило многие отрасли, способствовало росту технического уровня рабочих - прежде всего в горнорудной и металлургической отраслях. Сыграло огромную роль в воспитании молодых рабочих и повышении их квалификации.

В 1934 году состоялся I Республиканский слет зотовцев тяжелой промышленности. Руководство страны поставило перед заводчанами новые задачи - произвести большее количество продукции за меньший срок, овладеть разнообразной техникой, поднять квалификацию металлистов, кирпичников, торфяников и других. Для этого на предприятиях развертывалась массовая техучеба. Это помогало рабочим освоить новое оборудование и в конечном итоге произвести больше изделий. Кстати, об одном из самых успешных заводов того времени отдельно упомянули в материале «В борьбе за зотовское движение»:

«Сегодня открывается первый слет ЗОТ тяжелой промышленности. Он подведет итоги проделанной работы и наметит конкретные пути дальнейшего качественного улучшения работы по овладению техникой.

Завод им. Ворошилова стал заводом сплошной технической грамотности. Этого он добился упорной работой. 111 комсомольцев охвачены технической учебой, из них 107 уже сдали техэкзамен на «отлично» и «хорошо».

Правильно поняв постановление ЦК ВЛКСМ, ворошиловцы борьбу за овладение техникой сделали своей повседневной работой. В процессе работы комсомольские группорги и организаторы обсуждали эти вопросы, отдельные комсомольцы отчитывались, как они овладевают техникой…

Закрепить все достижения – наша первоочередная задача. Мы имеем все условия быть передовыми».

1938 г.

Добиться хороших показателей в работе многим предприятиям помогали соцсоревнования. Трудовые коллективы брали на себя определенные обязательства и дружным строем шли к их выполнению и перевыполнению. О первым таком состязании заявил сам Владимир Ленин. Широкие массы трудящихся необходимо было вовлечь в процесс индустриализации страны. С этой целью и были введены соцсоревнования. Они касались производств разных профилей. Конкурировали между собой как заводы по производству крупной техники, так и совсем небольшие. Даже те, что изготавливали продукты питания. Пример – в публикации «Соревнование двух пищевых предприятий»:

«В начале текущего года два пищевых предприятия – гомельский комбинат «Спартак» и бобруйская фабрика «Красный пищевик» заключили между собой договор соцсоревнования. 25 ноября бригада фабрики «Красный пищевик» в составе стахановцев Парахневича, Ивашкевича прибыла на комбинат «Спартак». Вечером того же дня состоялось совещание, на котором соревнующиеся предприятия обменялись опытом своей работы и рассказали о своих недостатках. В соцсоревновании впереди идет бобруйская фабрика, выполняющая свой план на 113 проц. Комбинат «Спартак» выполняет план на 103,9 проц.»

1963 г.

В нашей стране есть предприятия, которые по праву считают легендарными. Яркий пример – Минский автомобильный завод. Первая машина с его конвейера сошла в конце 1947 года. В этом же году пять грузовиков с заводским индексом МАЗ-205 приняли участие в одном из праздничных парадов 7 Ноября, ознаменовав начало серийного производства первых в стране пятитонных самосвалов. Уже в 1951 году на предприятии освоили бортовой МАЗ-200, он оказался проще и дешевле предыдущих моделей в производстве. В целом первые «двухсотые» были очень надежными и неприхотливыми. И, кстати, буквально за несколько лет на базе этой и других моделей было разработано и запущено в серию много новых.

Качество и легкость в эксплуатации МАЗов ценили далеко за пределами нашей страны. Своими впечатлениями об авто водители делились в письмах. Упоминание об этом находим в материалах «Советской Белоруссии». Цитируем отрывок из публикации «Сегодня на Минском автомобильном»:

«Пишут те, кто крепко подружился с надежными машинами. Вот отзыв, присланный из Кемерово: «Нам, - пишет шофер Ф. Буравский, - приходится работать в карьерах. И особенно важно, чтобы автомобиль имел хорошую маневренность и проходимость. Ведь карьерные условия – не гладкое асфальтированное шоссе. А МАЗ легок в управлении, имеет большую скорость.

Из года в год растет, набирается сил первенец белорусского автомобилестроения. В его больших и светлых корпусах днем и ночью рождаются МАЗы. Семейство скоро пополнится новой серией авто – МАЗ-500. Для их производства потребуется значительно больше стали, чугуна, специальных сплавов. Вот почему завод набирает силу, расправляет свои могучие плечи».

nev@sb.by.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter