О чем писала «СБ» 24 сентября

1959 г.

Минский автомобильный завод — флагман отечественного машиностроения. В год публикации статьи «Машины для друзей» на предприятии выпустили 100‑тысячное авто. Причем не только для отечественных потребителей. Завод изготовил партию 25‑тонных МАЗ-525 для Китая. И она была не первой. К тому моменту наши машины хорошо себя там зарекомендовали. Их задействовали на возведении крупнейшего гидроузла города Саньмынься. С их помощью перево­зили бетон и другие тяжелые грузы. Новый для китайских потребителей заказ заводчане планировали выполнить досрочно. И вот почему. Цитируем отрывок из репортажа:


«Главный конвейер Минского автозавода. Сюда из всех цехов стекаются детали, из которых умелые руки слесарей-сборщиков собирают автомобили. Проходит немного времени, и машины сходят с конвейера, получая путевку в жизнь. Мы пришли в цех сборки в тот момент, когда на конвейере собирались автомобили, предназначенные для КНР. Сейчас, когда китайский народ и все прогрессивное человечество готовятся достойно отметить десятую годовщину со дня провозглашения КНР, коллектив автозавода считает своей почетной обязанностью досрочно, к 1 октября, изготовить и отправить очередную партию автомашин для китайских друзей».

1955 г.

«Товарищ, нет ли лишнего билетика?» Подобный вопрос на входе у кинотеатра времен 1950‑х — привычное дело. В жизни каждого советского человека кино как любимейшее из доступных ему досугов занимало почетное место. Об этом говорит простая статистика: советский человек ходил в кинотеатр в среднем 17 раз в год! Много ли сейчас найдется таких киноманов? И ведь было из чего выбирать: в Союзе ежегодно снималось несколько сотен фильмов. Их рекламировали не только через афиши, но и с помощью прессы. В нашей газете регулярно появлялись объявления о выходе на экраны новой картины. В сентябрьском номере, например, есть реклама художественного фильма «Урок жизни» производства «Мосфильм». Он занял 11‑ю строчку в кинопрокате СССР 1955 года — картину посмотрели 25 миллионов 130 тысяч зрителей.

1958 г.

Слово «спартакиада» для тех, кто вырос в СССР, понятно и знакомо. В Советском Союзе они появились в начале 1920‑х. Такие соревнования проводили между школьниками, студентами, работниками фабрик и заводов, профсоюзами и так далее. Их придумали для популяризации спорта и здорового образа жизни. Свои спартакиады существовали и у сельских жителей. Например, проводилась ­«Всебелорусская сельская спартакиада». Публикацию с одноименным названием разместила «Советская Белоруссия». В ней рассказывается о десятом по счету соревновании, прошедшем в Слуцке. Там выступили спортсмены из всех уголков страны. Бег, метание молота, копья, спортивная ходьба, тяжелая атлетика — в этих дисциплинах удалось установить рекорды:

«Праздничным и нарядным выглядел в этот день Слуцк. Здесь состоялась Всебелорусская спартакиада сельских физкультурников. Соревнования по легкой атлетике начались бегом на 100 м. Столбцовская спортсменка Надежда Страх финишную черту пересекла первой. Слуцкая легкоатлетка Мария Кузнецова установила новый республиканский рекорд общества «Урожай», окончив соревнование по метанию копья с результатом 38 м 17 см. У мужчин успешно выступил Леонид Алексашин — победил в беге на 100 м с результатом 11,2 сек… Особенно успешно провели состязание сельские тяжелоатлеты. Ими установлено 9 республиканских рекордов сельского общества».

2005 г.

За инновациями — будущее. В нашей стране хорошо это понимают, поэтому государство принимает активное участие в развитии наиболее востребованной IT-отрасли. Так, 17 лет назад в Беларуси появился Парк высоких технологий. Декрет о его создании ­­Президент подписал в 2005‑м. А сегодня резиденты ПВТ ищут передовые решения в области искусственного интеллекта, разрабатывают высококлассное программное обеспечение, придумывают сложнейшие инженерные решения для проектов, игр и мобильных приложений, создают разработки в области здравоохранения, сельского хозяйства, банковского программного обеспечения, лазерных технологий, оптики. «Интеллект — это капитал!» — звучит заголовок публикации, в которой рассказывается о начале пути ПВТ:

«Парк высоких технологий приблизит Беларусь к созданию информационного общества, одним из ключевых элементов которого станет так называемое электронное правительство. Система, которая избавляет граждан от походов по госучреждениям при необходимости решать различные вопросы. Для этого достаточно будет иметь под рукой компьютер, подключенный к сети Интернет. О таких перспективных задачах в 2003 году говорил ­­Президент, выступая на Всемирном саммите по информационному обществу в Женеве. Теперь эта работа становится уже делом дня нынешнего».

1939 г.

В начале XX века болота занимали почти 15 процентов территории нашей страны. Ради расширения земель для пашен и добычи торфа постепенно их стали осушать. На прежних топях велись сельхозработы, что в первые годы позволило получать хороший урожай. Особенно много территорий освоено на Полесье. Здешние болота самые древние в Беларуси. Их возраст — около 11 тысяч лет. Массовая мелиорация началась с 1965 года, а на момент публикации осушались лишь незначительные участки. Об одном из них — в заметке «На бывшем болоте»:

«В 10 километрах от Василевичей раскинулось громадное болото Ведрич. За последние годы путем мелиорации осушено свыше 3 тысяч гектаров непроходимой трясины. В осушенном болоте организовано луговое хозяйство «Ведрич». Вместо незначительного количества осоки оно получает на освоенном болоте прекрасные урожаи культурной травосмеси — клевера, тимофеевки и т.д. В этом году каждый гектар дал в среднем по 60 центнеров высококачественного сена. Всего лугхоз собрал 60 тысяч центнеров сена».

К сожалению, поставив на первое место интересы человека, мелиораторы нанесли серьезный урон экологии. Осушение болот привело к потери более 40 процентов водно-болотных угодий страны. В результате их активного сельскохозяйственного освоения появились большие площади нарушенных торфяников, дальнейшее использование которых стало невыгодным. Восстановлением этих территорий занимаются ученые.

1940 г.

Многие помнят стенгазеты. Каждый класс в советской школе оформлял ее по собственному желанию. Подобное когда-то существовало и в колхозах. Например, в колхозе «Новь» Оршанского района. Газеты нравились сельчанам, потому что в них освещали достижения и проблемы местных работников. Порядочных и трудолюбивых там хвалили, провинившихся критиковали. Выпуском номеров занимались сельские энтузиасты. Обязанности по подготовке они распределяли между собой. Тексты доверяли людям с хорошим слогом, иллюстрации — художникам-самоучкам. Так и получались эти интересные стенгазеты. Об их подготовке узнаем на примере активистов одной из деревень Оршанского района. Цитируем отрывок из материала «Комсомольцы колхоза»:

«Вблизи красивого соснового бора расположен центр колхоза «Новь». На возвышенности красуется здание клуба. Часто вечером, когда сумерки окутают землю, в одной из комнат клуба можно видеть трех молодых парней. Это редколлегия колхозной стенной газеты. Комсомольцы — члены редколлегии П. Головач, В. Киселев и А. Косай выпускают очередной номер стенгазеты «Стахановец полей». Когда газета появляется на стене, вокруг нее моментально собираются колхозники. В одном из таких номеров всеобщее внимание привлекла заметка, бичующая лодыря Николая Головача, совершившего подряд два прогула. Рядом карикатура на лодыря, отдыхающего в горячее время в садочке. «Молодцы, ребята, что правильно, то правильно. Так ему и следует, лежебоке!» — говорили колхозники. Назавтра Николай Головач первым вышел на работу».


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter