О чем писала «СБ» 12 апреля 1987 года

«Творческий поиск — на службу социализму». Под таким заголовком вышла передовица в «СБ», которая заняла почти полосу. В 1987 году, в активно–перестроечное время СССР, общественно–политические газеты фиксировали каждый шаг Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева и его верной спутницы Раисы Максимовны. В апреле Чехословакия с нетерпением ожидала визита Горбачева.

«Технический уровень машиностроения — основа модернизации всей индустрии. Эта мысль была главной в беседах М.Горбачева с трудящимися про

изводственно–хозяйственного объединения «ЧКД — Прага». Многочисленные встречи состоялись в цехах с рабочими и инженерами, руководителями предприятия и представителями общественных организаций», — писала газета.

Понятно, что Михаил Сергеевич приехал в Прагу с одной целью: СССР нужна была высокоиндустриальная и политически стабильная Чехословакия. Визит на крупное индустриальное предприятие готовили 36 советских экономических экспертов. «Компрессоры — это «мускулы» всех отраслей народного хозяйства», «Предприятие выпускает важные заказы для СССР» — было даже начертано на стальном пилоне завода.

Естественно, Горбачев прилюдно похвалил руководство Густава Гусака (и себя не забыл) за достигнутые успехи в деле строительства социализма: «Чехословакия сегодня — это современное государство в мире. Если не в пятерку, то в десятку наиболее развитых стран мира она входит. Это наша заслуга».

А вот у себя на родине «прораб перестройки» был на порядок прогрессивнее. В СССР он только что заявил о необходимости самой широкой демократии, а здесь, в ЧССР, назвал существование 17 международных организаций с 1968 года хаосом, как и состояние умов тогдашней молодежи... Позже в одном из телевизионных интервью Михаил Сергеевич критически оценил свои позиции как руководителя во время визита в ЧССР. Вот такая она, внешняя политика!

Народ Чехословацкой Социалистической Республики, конечно же, ждал от нового советского руководителя покаянных слов в адрес «Пражской весны»... Но они не прозвучали. Не было даже намека на извинение. Разве что прозвучало следующее: «Кое–кто в Чехословакии объявил тогда (в 1968 году. — Авт.), что рабочий класс — это консервативная сила. Видите, какие революционеры, обновленцы нашлись! Выходит, революционная сила — это писатели, журналисты, а коммунистическая партия — это партия рабочего класса, и она вроде ни к чему».

Из аналитических материалов того времени следует, что в свой приезд Горбачев откровенно выделил руководство Гусака, тем самым дал понять Александру Дубчеку, на чьей стороне страна «гласности и перестройки». Но в то же время западные СМИ написали, что, мол, Дубчек не обиделся на Горбачева и терпеливо продолжал вести «активную работу, защищая правду о 68–м годе».

Через месяц в газетах Советского Союза появятся сообщения о встрече двух лидеров «оппозиционных сил ЧССР»: Вацлава Гавела, только что выпущенного из заключения, и Александра Дубчека, побывавшего на аудиенции у папы Римского Иоанна Павла II. На той встрече обсуждался один вопрос: закрепить в Конституции отказ от ведущей роли компартии ЧССР в обществе...

Ну а что было позже, вы уже знаете.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter