О чем не говорят цифры статистики

Практически каждый четвертый безработный в Беларуси — с сельской пропиской

Всего за семь месяцев на учет в органы по труду, занятости и социальной защите в республике поставлено около 160 тысяч граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве. В то же время число вакансий в Беларуси продолжает расти. Причем во всех областях их количество в 1,5—3 раза превышает численность безработных, а в Минске — в 13,6 раза!

Впрочем, эти цифры вряд ли полностью отражают масштабы проблемы, поскольку Белстат не считает тех людей, которые не обращаются в центры занятости. Поэтому статистика у нас такая, которой могут позавидовать европейцы: на конец июля уровень официально зарегистрированной безработицы составил в республике 0,5 процента от экономически активного населения.

В большинстве стран безработных считают через опросы домашних хозяйств. Это требуют стандарты Международной организации труда. При поддержке Всемирного банка Национальный статистический комитет также начал проводить такие выборочные обследования, но конкретные материалы пока не опубликованы.

А ведь в соответствии с международной практикой они могут быть использованы в разработке государственных программ, способствующих трудоустройству граждан. Результаты обследования позволят также принять решения в сфере образования: увеличить набор на востребованные специальности и уменьшить на те, которые не пользуются спросом.

Правда, нельзя не отметить, что сама по себе проблема занятости в деревне имеет некоторые особенности. Не секрет, что значительная часть сельских безработных реально занята хлопотами на приусадебных хозяйствах. Иначе говоря, частично решает собственные материальные проблемы самостоятельно. Это, безусловно, можно назвать «плюсом».

Что касается очевидных «минусов», то среди них — более низкие возможности для трудоустройства. В частности, приходится констатировать, что сегодня каждый третий сельский безработный не имеет специальности. А удельный вес безработных, не работавших ранее, здесь достигает почти 30 процентов. К слову, в основном это молодежь. И здесь остро встает вопрос профессиональной ориентации и переобучения, которые должны соответствовать современным требованиям рынка.

Позитивной тенденцией в последнее время является изменение структуры вакансий по предлагаемому уровню заработной платы — он значительно вырос, а значит, расширился выбор для ищущих работу.

В сельской местности достаточно вакансий для всех желающих трудиться, считает заместитель министра труда и социальной защиты Александр Румак. Наиболее востребованы на селе рабочие профессии: тракторист, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства, оператор машинного доения, водитель автомобиля, плотник, плотник-бетонщик, электрогазосварщик, животновод, каменщик. Среди специалистов и служащих в дефиците агрономы, ветврачи, зоотехники, врачи, инженеры.

Во многих местах вместе с работой дают и жилье. Вот только несколько самых свежих примеров из общереспубликанского банка вакансий. Зарплату в 6 миллионов рублей и благоустроенный домик предлагают главному ветеринарному врачу в ОАО «Арэса-агро» Стародорожского района. Трактористы нужны РСУП «Совхоз «Луч» Копыльского района. Зарплата — 4 миллиона. Еще больше может получать оператор машинного доения в ОАО «Деревное» Столбцовского района.

Но не спешат специалисты в деревню, не всем по нраву тяжкие сельские будни. Не торопятся безработные и на биржу труда, что во многом определяется малым размером пособия, которое незначительно различается в регионах. А есть и те, на которых нужен кнут или новый закон «о тунеядстве», хотя это и вчерашний день.

К сожалению, такие тенденции статистика пока не учитывает.

Александр ШЕВКО, «БН»

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter