О чем молчат мужчины

Почему представители сильного пола порой становятся жертвами “тиранов в юбке”
Еще Оскар Уайльд писал: “История женщин — это история худшего вида тирании, которую знал мир. Тирании слабого над сильным”. Во все времена оценить масштабы домашнего насилия в отношении мужчин было намного более сложной задачей, чем в отношении женщин. 

Если даже сегодня, в век прогрессирующей эмансипации, женщины неохотно рассказывают о зверствах, которым некоторые из них подвергаются в своей семье, то для большинства представителей сильного пола признать себя жертвой жены-агрессора и вовсе означает прилюдно унизиться, более того — добровольно расписаться в своей мужской неполноценности. Только и остается, что делиться друг с другом анонимными историями на специализированных форумах и... опасаться разрыва отношений с деспотичной женой. Надо ли замалчивать эту проблему и делать вид, что ее не существует? 

Давайте разбираться.



“Как жить, братцы?”

Олегу тридцать девять. Кроме возраста и места жительства (Минск), он больше не желает отвечать ни на какие уточняющие вопросы. “Работаю в сфере строительства” — и все. Зато о том, что происходит в его семье, красочно живописует на форуме под ником Gazovschik:

“Все было терпимо, пока мы не потеряли второго ребенка. У жены будто крыша поехала. Врачи говорили про ненормальную работу щитовидки, нарушение гормональной функции. Она лечилась, но толку мало. Живу будто с монстром каким-то, она постоянно выносит мне мозг: мало зарабатываю — плохо, больше времени провожу на работе, чтобы принести домой лишнюю копейку, — я сволочь и гад, не уделяю времени дочери. Я забыл, когда в доме было тихо, потому что жена разговаривает только криком. О том, как меня зовут, скоро забудет и дочка. Не стесняясь десятилетнего ребенка, мамаша в ее присутствии обзывает отца разными словами, из которых “дурак” на букву “м” — еще самое безобидное.

Идти домой с работы нет никакого желания, да и вообще все чаще нет желания жить — только ради дочки и держусь. Несмотря ни на что, она любит свою мать. А как я брошу эту бешеную? Кого она воспитает из ребенка? Себе подобную? Не дай бог!..

Пару лет назад случайно наткнулся по телевизору на сериал “Профиль убийцы”. Там расследовалось дело маньяка по кличке Газовщик, который убивал женщин. В конце выяснилось: так он готовился к “генеральному преступлению” — убийству жены, которая за много лет совместной жизни довела его до белого каления. Помню, после просмотра этого фильма я был в шоке. Стыдно признаться, но потом несколько дней представлял, как душу эту гадину. Не выдержал и во время одного из особенно жутких скандалов, затеянных ею, крепко приложил “ненаглядную”. Так она вызвала милицию! В итоге я еще и виноватым во всем оказался... Как жить, братцы?”

“Моя торгуется за каждые пару миллионов рублей, — продолжил тему на ветке некий Vissarion1979. — Хочешь нормальный обед — выкладывай бабло. Секс — только за подарок: сережки там или браслет. Постоянно орет: “Ты здесь никто, ты все получил через мою семью!” А что я получил? Да, мне не повезло родиться у богатеньких родителей, но я искренне любил ее, когда делал предложение. Зато теперь ненавижу!

Завела богатого любовника, захотела развода. Я сказал: “Только если детей оставишь мне”. Так она в отместку пожаловалась своему папаше, моему начальнику. Уж не знаю, что она ему наплела, но теперь меня целенаправленно выживают из коллектива. Из семьи. При детях не стесняется: и в карьере я “бестолочь”, и в постели бревно. Такая принцесса заслуживает лучшей доли. Хоть бы загнулась, с...а!”

“А мне, ребята, повезло: сумел вырваться. Не успела она забеременеть и окончательно сломать мне жизнь. Иначе точно было бы, как в фильме “Экипаж”. Помните бесноватую Алевтину и несчастного Ненарокова? Вот так, только без ребенка, мы и жили три года, пока я не плюнул и не ушел в никуда. На раскладушке спал в лаборантской — все лучше, чем рядом с ней. Второй раз женился только через три года, долго к девчонке присматривался. Как говорится, обжегшись на молоке, дул на воду. А бывшая моя, кстати, до сих пор одна. Ну и поделом!” — решил выплеснуть наболевшее в сеть Andrew_Dark.

Отдельная тема — атака “тиранов в юбке” на своих бывших мужей: шантаж общими детьми, вымогательство денег сверх положенных по закону алиментов. Да, все это тоже присутствует в нашем обществе, априори привыкшем винить в массовых разводах, несчастливых браках и кровавой бытовухе представителей не такого уж, как выясняется, и сильного пола.



Душевный стриптиз под запретом

Врач-психотерапевт Городского клинического психиатрического диспансера Минска Владислав Ивановский уверен, что проблема женского деспотизма в отношении мужчин актуальна в Беларуси ничуть не меньше проблемы домашнего насилия, где агрессором выступает сильный пол:

— Другое дело, что проявление тирании разное. Мужчины крайне редко обращаются к специалистам с жалобами на то, что жены их бьют. Физическое насилие со стороны женщин и детей, скорее, характерно в отношении немощных стариков, но никак не молодых, здоровых мужчин. Зато пациентов, которые ежедневно страдают от психологического насилия жен, хватает. Наиболее частые жалобы: “Она выносит мне мозг...”, “Она не слышит никаких аргументов...”, “Она сломала мне жизнь...”, “У нее невозможный характер...”

— Может, причина в том, что многим женщинам стало не за что уважать своих мужчин?

— Часто приходится слышать такое мнение: мол, современные мужчины стали какими-то женственными. Я выражусь более осторожно: они стали интеллигентнее по сравнению со своими ровесниками полувековой давности. Хотя доля истины в первом утверждении тоже имеется. Помните у Евтушенко: “Мужчины стали кем-то вроде баб, а женщины — почти что мужиками!”

Да, произошло некоторое смещение гендерных стереотипов. Большинство наших мужчин воспитаны в так называемых однополых браках по-славянски (хотя, справедливости ради, отмечу, что это характерно не только для славян), то есть — мамами и бабушками. Поэтому неудивительно, что им присущи черты, с которыми понятие “настоящий мужчина” как-то слабо ассоциируется: терпеливость, некоторая бесхребетность, инфантильность. Тогда как девочкам перестали внушать понятие “девичья скромность”. Теперь едва ли не с пеленок они “должны быть сильными”, “уметь постоять за себя”, “на будущего мужа надеяться, но самой не плошать!”. Это значит учиться, делать карьеру, зарабатывать деньги, чтобы иметь возможность полностью себя обеспечивать. Вот и растут наши девочки слишком самостоятельными, жесткими, ведущими, не умеющими сотрудничать. Кстати, в начальных классах девочки гораздо чаще бьют мальчиков. Демонстрируют свою силу, стремятся доминировать. Мальчики же, воспитанные мамами на незыблемом постулате: “Девочек бить нельзя!”, не смеют поднять руку на обидчицу. Зато в подростковом возрасте происходят разительные перемены. Мальчишки становятся физически более крепкими, и девочки вынуждены пускать в ход совсем другое оружие, против которого мальчики бессильны, — речь.



Вообще, корень проблемы взаимопонимания между мужчиной и женщиной кроется в том, что они говорят на разных языках. Мозг мужчины устроен таким образом, что любую информацию он обрабатывает с точки зрения ее практического применения. Тогда как мозг женщины больше отвечает за эмоциональную и речевую составляющие. Типичный пример: она долго “капает ему на мозги”. Использует миллиард слов и эмоций. Агрессивно выражает свое недовольство и не понимает, почему он молчит. Почему не вступает с ней в полемику? Ответ прост: потому что мужчина не способен воспринимать такое количество слов и эмоций. Он не умеет спорить, скандалить, выдвигать контраргументы. И “многоговорящая женщина” воспринимается как агрессор, которого можно заткнуть только двумя способами — ударить или убежать.

— Не проще ли уйти от деспотичной женщины и найти другую, более миролюбивую, не скандальную? Доказано, что мужчины не обладают развитым отцовским инстинктом, значит, в союзе с тираншей их держит что-то другое?

— Почему же? Помните, мы говорили об интеллигентности современных мужчин? Большинство тех, кто стал жертвой психологической агрессии жены, — люди истощенные этими отношениями, зависимые, тонко чувствующие, ранимые. Они на самом деле полны ответственности за своих детей и боятся оставлять их во власти женщины, которая обладает способностью превратить жизнь человека в ад. Таким мужчинам проще на время “сбегать” от проблемы — на рыбалку, в игровой клуб, в бар с друзьями, на работу.

— Женщин, хотя бы единожды переживших физическое насилие со стороны мужа, специалисты единогласно призывают не стесняться говорить об этом и советуют рвать отношения с домашним садистом. А как насчет советов мужчинам, живущим под гнетом психологического насилия со стороны своих жен? Стоит ли замалчивать эту проблему и сохранять семью?

— Категорически не рекомендую таким мужчинам брать пример со своих товарищей по несчастью — женщин, переживших семейную тиранию, и во всеуслышание заявлять о том, что они — жертвы собственных жен. Наше общество не поймет и почти наверняка осудит подобный “душевный стриптиз”. Несмотря на то что мужчинам сегодня присущи некоторые женские черты, а женщинам — мужские, есть нюансы восприятия полов. Не вызовет в социуме уважения и сочувствия мужчина, прилюдно расписавшийся в собственной неполноценности — в невозможности приструнить жену, не быть тряпкой и так далее. Поэтому я советую таким мужьям обращаться только к специалистам — психологам, психотерапевтам. Во-первых, это гарантия анонимности, а во-вторых — шанс научиться разговаривать с женщиной. Решение проблемы психологического насилия в семье часто кроется в умении говорить, слушать и слышать друг друга, понимать и принимать.

Людмила Конопелько

konopelko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter