О чем Глава государства говорил с юными пациентами и медиками Городской детской инфекционной клинической больницы Минска

Дети - это святое

Пока одни встречают новогодние праздники в кругу семьи, другие вынуждены проводить их в больнице. Дети, увы, в том числе. К ним едет Президент. На католическое Рождество Глава государства посетил Городскую детскую инфекционную клиническую больницу Минска, а в ближайшие дни заглянет в ­РНПЦ детской онкологии, гематологии и иммунологии в Боровлянах. «Это детишки, они хотят, чтобы на Новый год у них был праздник», — подчеркнул Глава государства, но при этом и о самой актуальной нынче теме противостояния COVID-19 не забудет. Цель своего визита Александр Лукашенко объяснил так:


— Это стиль моей работы на протяжении четверти века. Уборочная, посевная кампания — и я у крестьян. Есть проблемы в зоне промышленности — я туда. Надо что-то продать — я за границу. И так далее. Сегодня самая большая проблема для нашего общества (назовем это проблемой) — это болезнь наших людей. Как и во всем мире.

Хорошее настроение — это тоже лекарство

Глава государства заглянул в палаты к детям, вручил юным пациентам подарки: всевозможные конструкторы для мальчишек, игровые наборы для девчонок. Маленькой и весьма жизнерадостной Рите символично подарит набор доктора. Ребятам постарше — книги («99 знаменитых мест Беларуси» и «Приключения Тома Сойера»). Поиграл с малышами, пообщался с их родителями, пожелал выздоровления. А позже, уже стоя перед трудовым коллективом, объяснил, для чего все это нужно:


— Очень важно, когда ты заходишь в реанимационный блок или в палату и видишь, какие там светлые глаза, в них возникает какая-то надежда... Даже если я помогу создать настроение одному-двоим, это уже плюс.

Подарки подарками, но и рабочих вопросов для обсуждения хватало. Первым делом Александр Лукашенко обратил внимание на огромные площади и гигантские здания, а затем долго и подробно расспрашивал главного врача детской инфекционки Марину Соколову, считает ли она свою больницу функциональной и насколько медучреждение соответствует современным подходам в строительстве.

— С точки зрения инфекционности наша больница — одна из самых функциональных, удобных и правильных. Особенно с точки зрения разделения потоков. Система отдельно стоящих зданий позволяет очень быстро менять структуру больницы в зависимости от заболеваемости, — рассказала главврач. — Лишних площадей у нас нет.

При этом, по словам Марины Соколовой, вкладывать деньги нужно прежде всего в технологическое оборудование:

— Должны быть аппаратура, отдельные палаты. Больше внимания, на мой взгляд, надо уделять правильной вентиляции… Не нужны хоромы. Человек в XXI веке хочет лежать один. Основной смысл реконструкции — не в увеличении коечного фонда. Его в Минске для детей хватает. Но у нас сегодня нет ни одной трехместной палаты, ни одной палаты без туалета. Максимум две мамы — два ребенка, а то и одна мама — один ребенок. И мне кажется, по такому принципу надо строить все больницы.

Проконсультироваться у практиков Александр Лукашенко решил неспроста. В Минске в районе Новинок будет возводиться еще одна больница. Пора определиться, какой ей быть. И подходы, озвученные Мариной Соколовой, особенно касающиеся комфорта пациентов, Глава государства счел здравыми:
— К этому надо стремиться, это надо делать. И потому, что излечить человека — это не только медикаментозно, скальпель и шприц, а это еще и психология, комфорт, удобство. Чтобы человек себя хорошо чувствовал, чтобы у него было хорошее настроение. Это хороший фон для выздоровления. Не то что экономить, а по-хозяйски. Надо и строить больницы правильно, и оснащать их рационально.
Президент обратил внимание и на сроки лечения. Озвучил требование: больных без лишней надобности — просто для перестраховки — передерживать в стационаре нельзя:

— И нам надо научиться лечить людей в больнице столько, сколько надо... Сегодня при такой технологичности койко-место стоит бешеных денег. Наши люди еще не понимают, во что нам обходится COVID-19. Это стоит огромных денег.

Реагировать своевременно и оперативно

О второй волне пандемии поговорили отдельно. Здесь — уже давно в теме. Ведь все проживающие в Минске дети с COVID-19 попадают на лечение именно сюда. Первого ребенка с коронавирусом (было ему, к слову, 11 лет) госпитализировали сюда еще 16 марта, всего с этого времени помощь оказали 1731 юному пациенту, у 169 из них течение болезни осложнила пневмония. 45 детей попали на больничные койки в возрасте до месяца, более чем 230 на момент госпитализации не исполнилось и года. Марина Соколова вспомнила показательные случаи. Например, малыша, которому недавно трансплантировали печень. К операции его пришлось готовить именно в инфекционке.


— Ребенок поступил с СOVID-19 и гриппом. Маленький, семикилограммовый, с желтухой. Первый раз трансплантологи его не взяли, потому что был ковид, перевели к нам, мы его выхаживали, дотянули… Это очень тяжелые дети.

Еще один важный момент: на контроле Президента — обстоятельства смерти в Городской детской инфекционной клинической больнице Минска 13-летнего мальчика. Глава государства сразу уточнил: пока он никого не обвиняет, однако объяснения причин требует. Александру Лукашенко доложили: в инфекционке мальчик пробыл меньше суток.

— А чем занималось поликлиническое звено? Не должно этого быть. Вы родителям не объясните. Вы же сама мама, — повернулся Президент к Марине Соколовой. — Я отец. Понимаете, для меня ребенок — это больше чем святое. Мы должны были предпринять всякие меры для того, чтобы спасти ребенка.
Когда умирает ребенок — это катастрофа. Поэтому мы должны в этом отношении работать очень четко. Еще раз говорю: я от вас требую объяснения по этому поводу. Чтобы это не произошло снова. Не должно быть «может быть, не изучено». Вы мне доложите, в чем причина. Если наши врачи не умеют с какими-то видами болезней бороться, если они вообще не понимают, что это такое, ну так мы будем их учить. Это ж понятно, они же не боги.
В связи с этим напоминание, а по сути крик души: на болезни, особенно у детей, реагировать нужно своевременно и оперативно.

— Видите — ребенок, температура за 40. Пусть он только заболел. Немедленно ей звонок (главврачу больницы. — Прим. ред.): помогите, спасите! Тогда надо консилиумы проводить, а не тогда, когда на ИВЛ ребенок находится. Консилиум надо проводить в начале. Нельзя лечить на дому, когда опасность.

— У меня врачи плакали… Стояли два лучших реаниматолога и утром плакали… — не скрывала эмоций и Марина Соколова.

Дело добровольное

В тактике борьбы с коронавирусом в ближайшее время могут произойти серьезные подвижки. Ставка уже с начала следующего года будет сделана не только на грамотное лечение, но и на вакцинацию. Президент напомнил, что прививать сперва начнут российской вакциной, которую Беларусь поначалу планирует закупить, а затем и производить на отечественных предприятиях. Однако людям предложат и альтернативу:


— Чтобы не было критики с вашей стороны. И никто же не знает, какая лучше на сегодня вакцина. Мы планируем 5–6 вакцин. В зависимости от того, как договоримся. Сейчас это большой дефицит. Попробуем и сравним.
Одними из первых, и Глава государства на это в очередной раз обратил внимание, привьют врачей. При этом Президент отметил: главным принципом предстоящей в стране вакцинации от COVID-19 станет добровольность.

— Хотите — вакцинируйтесь, не хотите — никого заставлять не будем. Ваше право, — подчеркнул Президент. — Я верю в то, что, если ты перенес эту болезнь, это лучше, чем вакцинироваться. Не дай бог, конечно, болеть…

Это наша земля

К теме иммунитета и защищенности от COVID-19 в разговоре с медиками детской инфекционной больницы Глава государства еще вернется, подводя итоги трехлетия малой родины.


— Я вас агитировал: люди, купите маленький участок… Постройте там маленький дом, чтобы вы туда могли приехать. А самое главное (COVID нас научил), когда есть куда стариков отвезти. В деревне, где я бываю, подхожу к людям и спрашиваю: а сколько, а болеют ли? Болеют люди ковидом, но несоизмеримо меньше, чем в городе. В сотню раз меньше! Рассредоточение людей, к истокам, на малую родину, к земле… Я чувствую, что мы тут недоработали и нам бы еще пару лет зваться «малой родиной». Чтобы вас привязать к клочку земли, чтобы вы в субботу, воскресенье с детишками просто походили по земле. Многие говорят: босиком походи по земле, по траве — и вся дурная энергия уходит в землю.

От медицинских аспектов — к экономическим. Александр Лукашенко акцентировал внимание: им в свое время было принято решение не распродавать землю в частную собственность, и оно оказалось правильным:

— А когда-то же и меня критиковали за то, что я не разрешаю торговать землей, — отметил Александр Лукашенко. — Вот если бы мы ее раздали, то в этом году голодали бы. А так у нас самый урожайный год, и белорусскими продуктами мы будем обеспечены полностью.

Без политических игр

Кстати, общение с трудовым коллективом больницы Александр Лукашенко предсказуемо начал с поздравлений с католическим Рождеством. А в ответ получил вопрос о возвращении в Беларусь митрополита Минско-Могилевского архиепископа Тадеуша Кондрусевича. Произошло оно аккурат после встречи Главы государства со спецпосланником Папы Римского Франциска Апостольским нунцием в Великобритании архиепископом Клаудио Гуджеротти, который передал ему от понтифика письмо. Все перипетии Александр Лукашенко рассказал в подробностях:


— Вы знаете мои отношения с Папой Франциском. Я его очень уважаю. Это такой наш человек. Он не играется в политику, хотя он же глава государства. Я его письмо прочитал прямо при Гуджеротти. Мелким шрифтом на двух листах. Очень много добрых слов в адрес государства, в адрес людей. Хороший человек. И один из вопросов — вернуть на Рождество Кондрусевича. Я ж понимаю, это тоже политика. Каждый хочет сохранить лицо, еще чего-то.

Президент честно признался: то, что этот вопрос у Гуджеротти возникнет, он предполагал, однако решения о возвращении в Беларусь Тадеуша Кондрусевича у него на тот момент не было. Ответ Александр Лукашенко пообещал дать до вечера. А параллельно поручил Правительству, МИД и прочим выработать свою позицию и доложить ему.

— Позиция была такова, что надо, чтобы он вернулся на эти католические праздники в Беларусь, — сказал Александр Лукашенко. — Я уже подумал о людях. Знаете, католики — люди особые, но они же никогда нам никаких проблем не создавали. Я рассказывал, что в жизни вообще с ними сталкивался, наверное, с детства, хоть и на востоке родился. И подумал, что, наверное, это будет какой-то небольшой плюс для этих католиков, и они нормально это оценят. Ну а он (Тадеуш Кондрусевич. — Прим. ред.) в чем сейчас для нас опасен? Никакой опасности не представляет. Это была моя позиция. И когда мне после обсуждения в Правительстве доложили позицию, они совпали. И было принято решение о том, что пускай приезжает…
И не верьте тому, что тут, знаете, Лукашенко кого-то переиграл, Папа Римский сейчас чуть ли не за Беларусь будет. Я этими категориями не рассуждал, понимая и то, что Папа Римский и так честный, порядочный человек. Но политических игр не было. Я клянусь.

Терроризм не пройдет

А вот кто для страны мог быть действительно опасен, так это Николай Автухович. Его Глава государства вспомнил, рассказывая о недавнем задержании террористической группы.

— Мерзавцы последние. Сейчас мы их все каналы вскрыли. Они везли тоннами оружие через Украину, — поделился некоторыми подробностями Президент. — И если бы ребята наши (я всех приказал к государственным наградам немедленно представить) их не накрыли, ох нам бы Новый год был… Я его (Автуховича. — Прим. ред.), честно говоря, недооценивал. Мне докладывал Комитет госбезопасности. Ну, надо, разбирайтесь с ним... Недооценивал. А вот когда вывернули наизнанку… Готовили теракты по всей стране и уже начали осуществлять. На том и погорели. Чекисты с милицией проводили эту операцию. Ну просто молодцы! Слава богу, что задержали.


Впрочем, и это — не все.

— Есть несколько группировочек еще. Своих два-три (человека в этих группировках. — Прим. ред.) есть, оттуда (из-за границы. — Прим. ред.) присылают нам. Через Украину. Через Польшу, Литву сейчас очень сложно — границу закрыли наглухо. И с Украиной сейчас закрыли уже, мышь не проползет. Через Россию иногда проникают, у нас границы нет. Но уже не то. Мы этот вопрос держим жестко на контроле.

СКАЗАНО!

Александр Лукашенко — медикам:

— Говорят: нам бы ту страну, которая была до выборов, нам бы жить в той стране. Нет, той страны не будет и не нужно той страны. Мы будем лучше! Лучше, я уверен. Белорусы — неглупые люди. Они пройдут тот период и поймут, не что мы потеряли, а что мы можем потерять и с чем мы останемся.

К СВЕДЕНИЮ

Деструктивные телеграм-каналы брызжут ядом: усмотрели на фото из детской инфекционной больницы мам с детьми, которые неделей ранее якобы были замечены на фото из Дворца Независимости, куда пригласили активных участников автопробегов «За единую Беларусь!». «Уже давно не секрет, что на встречи приводят одних и тех же людей: то кого-нибудь из администрации плохо загримируют «под рабочих», то группы ябатек не меняются и ходят за своим кормителем по пятам», — увы, на этот раз в политические дрязги оказались втянуты и дети. Как говорится, ничего святого.

— Это личное обвинение меня как руководителя, — возмущена главный врач Марина Соколова. — Это обвинение коллектива, который с марта занимается ковидными больными. Если честно, очень больно, потому что люди, которые не знают, что это такое, ни разу не видевшие ковидных пациентов, не знающие, о чем пишут, могут говорить такие вещи и обвинять. Я хотела бы пригласить всех, кто сомневается, завтра прийти со мной в красную зону. Или в понедельник. Эти дети будут продолжать лечение. Как вы понимаете, если бы они были подставные, никто в ковидном отделении не остался бы и не оставил своего ребенка. В политические дрязги вовлекаются дети, а они искренне ждут чуда и праздника. Очень обидно, что кто-то это пытается использовать в своих целях.

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter