О белорусском авторынке и не только

Белорусский автомобильный рынок издавна привлекает внимание россиян. Близость Беларуси к Европе и льготный таможенный режим в отношении подержанных автомобилей для личного пользования позволил белорусам за последние 10 лет значительно обновить свой автопарк.

Белорусский автомобильный рынок издавна привлекает внимание россиян. Близость Беларуси к Европе и льготный таможенный режим в отношении подержанных автомобилей для личного пользования позволил белорусам за последние 10 лет значительно обновить свой автопарк.

В ценовом сегменте от 6000 до 10 000 у.е. (для белорусов у.е. – это традиционно доллары США) среднестатистическому белорусу удается иметь в собственности достаточно приличную иномарку. К хорошему привыкаешь быстро. И поэтому пересадить белорусов на российские легковые автомобили, как это было двадцать лет назад, вряд ли теперь кому-нибудь удастся. Колесо истории, как говорится, уже не повернуть вспять.

Несколько лет назад российский национальный автопром, из последних сил защищающий аборигенное право на монополию присутствия на просторах России, через свое влиятельное лобби принудил федеральные власти принять драконовские таможенные пошлины на ввоз подержанных иномарок. И россияне откровенно стали завидовать нам по поводу возможности иметь за разумную цену вполне приличные автомобили из Западной Европы и США.

И тут вдруг единое таможенное пространство ровно год назад приоткрыло слегка отдушину для российских автолюбителей. Было разрешено ввозить беспошлинно в Россию из Беларуси подержанные автомобили, растаможенные по белорусским ставкам до 1.01.2010 года. Только, конечно, не все. А лишь те, что официально соответствуют европейским экологическим нормам Евро-4. Правда, россияне нашли одну законодательную неточность в своих нормативах и с успехом регистрируют теперь уже даже авто с нормами Евро-3. Таким образом, для российских автомобилистов на белорусском рынке представляют интерес западные иномарки начиная с 2002 года выпуска.

Именно эти обстоятельства и обусловили появление ажиотажного спроса на авторынках Беларуси. Особенно это заметно по ситуации в Ждановичах. Ведь именно там находится самый современный пункт регистрации автотранспорта нашей столицы и Минской области. Достаточно сказать, что даже в обычный будний день, взяв талончик в очередь на подачу документов на регистрацию, с удивлением замечаешь, что перед тобой не менее 110-120 человек. Для сравнения, еще год назад этот показатель едва превышал 15-20. Действительно, поток автомобилей, снимающихся и ставящихся на учет в Минске и области, увеличился в несколько раз.

Хорошо это или плохо для нас? Если смириться с потерей времени на постановку автомобиля на учет, в целом картина имеет больше положительных факторов, чем отрицательных. Можно обновить «домашний автопарк», предложив через интернет свое слегка изношенное авто. Если, конечно, оно подпадает под критерии, описанные выше. Причем торопиться особенно и не требуется. Ведь, по крайней мере, до 1 июля этого года повышение таможенных ставок не ожидается.

Более того. Как свидетельствуют очевидцы, на улицах российских городов все чаще стали появляться автомобили с белорусскими номерами, водители которых (как правило, россияне) имеют генеральную доверенность от хозяев этих транспортных средств (резидентов Беларуси). Если еще год назад подобное повсеместно пресекалось инспекторами ГИБДД, то в новой ситуации единого таможенного пространства стражи порядка пока воздерживаются от принятия кардинальных мер. Посему многие белорусы соглашаются на подобную полулегальную продажу своих автомобилей без окончательного оформления документов. В этом случае россияне вполне могут рассчитывать и на более «свежие» автомобили, то есть те, которые были пригнаны в Беларусь после 1.01.2010 года.

Не будем касаться в данном случае риска для белоруса в случае, если, управляя его автомобилем по генеральной доверенности, россиянин совершает ДТП с тяжелыми последствиями. Хотя это случается и не часто, но экономические потери для истинного хозяина автомобиля могут оказаться значительно более весомыми, чем сиюминутная выгода от подобной сделки. Но здесь каждый выбирает себе судьбу сам.
Пока же мы констатируем факт ажиотажного роста спроса на подержанные автомобили, который продлится по меньшей мере до 1.07.2011 года. В наших последующих выпусках мы еще поделимся своими соображениями по поводу предстоящего повышения таможенных пошлин на автомобили.

Владимир ВАСИЛЬЕВ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter