Белорусские предприятия выходят на российские торги

Нюансы общего рынка

Прозрачность и снятие барьеров — главный акцент в одном из блоков договора о ЕАЭС, посвященном государственным и муниципальным закупкам.

Евразийский экономический союз заработает уже с нового года. А значит, на общем рынке обозначится перспектива получить более свободный доступ к участию в госзакупках. В планах — полный переход на электронный формат не только самой процедуры, но и, к 2016 году, заключения контрактов. Эти и другие нюансы обсуждали недавно на конференции в Минске представители Министерства экономического развития и Федеральной антимонопольной службы России, Министерства торговли Беларуси, департаментов Москвы по конкурентной политике и внешнеэкономических и международных связей, торговых электронных площадок обеих стран.

Интерес к теме проявили около 120 белорусских предприятий в сфере строительства, энергетики, пищевой, легкой, деревообрабатывающей промышленности. Беларусь и Россия уже два года работают на одном рынке госзакупок, однако присутствие белорусских субъектов в российских торгах было очень скромным. Заместитель министра торговли Беларуси Эдвард Матулис пояснил: в торгах большей частью участвуют не напрямую, а через товаропроводящую сеть — дилеров, дистрибьюторов, поэтому оценить реальное положение дел непросто.

Например, у МТЗ около 70 дилеров на территории РФ. В статистике это отображается как участие российских компаний. Поэтому еще планируется обсудить, как строить статистику — картина была бы более реальной, если бы в расчет бралось происхождение товара.

Сегодня на российских электронных площадках зарегистрировано 160 белорусских организаций. Очень мало, особенно если учесть, что в прошлом году на территории Беларуси в процедурах госзакупок в общей сложности участвовало 525 тысяч субъектов, и из них российских было около тысячи. Между тем российский рынок муниципальных и госзакупок очень привлекателен для продвижения белорусских товаров, его объем составляет 400 млрд. долларов. Сейчас официальное белорусское присутствие на нем выражается в долях процента. Наиболее активны в этом плане машиностроители, например, «Амкодор», выпускающий технику для коммунального хозяйства, производители автобусов, троллейбусов. В целом же востребована продукция сельского хозяйства, пищевой, легкой промышленности.

На конференции прошла презентация электронных площадок России и Беларуси. Нововведения — перевод бумажных процедур в электронный формат — дают основания ожидать большего участия белорусских резидентов на торгах в России и наоборот. Теперь поставщикам и заказчикам станет проще заявить о себе и найти лучшие варианты — все это можно делать в сжатые сроки, не выходя их офиса. На данный момент в Беларуси в электронном формате проводятся аукционы и открытые конкурсы, но некоторые процедуры, например, запрос ценовых предложений, все еще предполагают бумажные носители, что, конечно, создает сложности.

Уже с нового года белорусские производители планируют активизироваться. Например, начальник сектора внешнеэкономической деятельности ОАО «Красный пищевик» Лилия Коренькова считает участие в муниципальных и госзакупках еще одним каналом сбыта, который необходимо осваивать. Предприятие отправляет в Россию около 8% продукции — зефира, мармелада и прочих сладостей, пока в основном заключая договора с коммерческими, а не с бюджетными организациями.

Интересен российский рынок и для другого представителя «кондитерки» — ОАО «Красный мозырянин». Сейчас на экспорт в РФ идет около 5% производимой предприятием продукции, и увеличивать этот показатель планируют в том числе и за счет участия в госзакупках. Изучает возможности нового подхода оршанское ОАО «Техника связи». А вот Брестский электроламповый завод его уже начал практиковать. Пока, правда, он успешнее участвует в госзакупках в Беларуси, чем на российских электронных аукционах, где сложнее конкурировать в цене. Кстати, белорусский рынок госзакупок в прошлом году был оценен в сумму 4,5 млрд. долларов.

VASILISHINA@SB.BY
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter