Как избавиться от посредников в АПК?

«Нужных» людей просим не беспокоить

Трудно найти сельхозпредприятие, которое бы не жаловалось на нехватку денег. При этом поражает порой, с какой легкостью некоторые руководители переплачивают немалые суммы посредникам при закупке запчастей. Что это? Безалаберность? Или, наоборот, хитрый расчет с надеждой получить долю в свой карман от сделки со знакомым коммерсантом? Жизнь показывает, что нередко превалирует именно последний фактор.

Нынешним летом в Витебске вскрыта коррупционная схема закупок автозапчастей через фирму-посредника. В сговоре с коммерческой структурой оказался целый ряд госпредприятий, в том числе АПК. Правоохранители установили: руководители и снабженцы были лично заинтересованы в конкретном поставщике. За «нужный» выбор они получали определенный процент от стоимости товара. Откаты были от 300 рублей до 2 тысяч. Конечно, если бы предприятия покупали напрямую, цены были бы значительно ниже.

Нередко обращение к посредникам руководители сельхозпредприятий мотивируют различными трудностями. Мол, без этого не обойтись. Вспомним, что раньше подобные аргументы порой встречались при закупках гербицидов. Два года назад принят Указ «О централизации закупок средств защиты растений». Проводятся конкурсы по их приобретению. В результате сельхозорганизации заключают договоры с победителями по минимальным ценам. Никаких трудностей нет.

Когда приводишь подобный факт, агроменеджеры обычно в ответ: так то гербициды, их немного, а попробуй решить проблему без посредников при покупке запчастей, которых тысячи наименований. Да и денег на предоплату нередко нет. О том, что это, мягко говоря, лукавство, свидетельствуют проверки, проведенные в этом году КГК в Гомельской области.

Запчасти у посредников порой закупались с внесением предоплаты и без конкурсных процедур. А цены заводов-изготовителей иногда превышали в 4 раза. Одно из хозяйств за шины белорусского производства переплатило 33 тысячи рублей, другое за детали к тракторам МТЗ — 10 тысяч. Более десятка сельхозпредприятий приобрели запчастей для отечественной техники на сумму свыше 4,6 миллиона рублей. Две трети — у посредников, хотя, повторюсь, все это производится на наших заводах.

Еще один аргумент руководителей и снабженцев: у белорусских предприятий трудно купить запчасти. Откроем сайт любого машиностроительного завода. Там обязательно будут телефоны отдела по их продаже.

Но даже если вдруг какой-то не будет, выход всегда есть. На сайте Минсельхозпрода находится информационно-поисковая система «Техсервис», с помощью которой можно быстро узнать, на какой базе агросервиса находится требуемая деталь. Продвинутый читатель может спросить: но ведь базы тоже работают не за спасибо. Они ведь тоже посредники. В том-то и дело, что совершенно иные посредники. Их «навар» всего 5—7 процентов от стоимости запчастей. Хотя в идеале заводы-изготовители должны давать дилерам скидку, чтобы детали в итоге шли по цене производителей.

Есть лишь некоторые сложности с деталями для импортной техники. По итогам полевых работ сельхозпредприятия дают агросервису заявки на них, они обобщаются, и проводятся оптовые закупки. Однако бывают случаи, когда узел зарубежного трактора или комбайна выходит из строя в горячую пору. Тогда действительно иногда нужны посредники. Но если бы их услугами пользовались только в подобных ситуациях, это не вызывало бы нареканий.

К тому же хочется напомнить: организации агросервиса освоили технологические процессы, позволяющие своими силами изготавливать рабочие органы к сельхозтехнике. В частности, производится более 600 наименований запасных частей к импортным агрегатам. Это говорит о том, что у честного агроменеджера всегда есть возможность экономить на покупке запчастей.

gedroiz@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter