Нужны ли доктору помощники?

Только вчера “НГ” опубликовала заметку о нововведениях, которые ждут поликлиники страны, и сообщила читателям газеты о том, что у врачей появятся помощники, которые не только освободят доктора от выписки рецептов и направлений, но и уменьшат очереди у кабинетов врачей. В редакцию начали звонить подписчики. Многие просили рассказать, как отразится новый порядок на пациентах. “Народная газета” адресовала этот вопрос специалистам здравоохранения, а также предложила им высказать свое мнение по поводу ожидаемых нововведений.

Академик Георгий СИДОРЕНКО:

— Наши врачи жутко загружены! Участковым терапевтам на прием одного пациента отводится не более 15 минут. Докторам некогда заниматься профилактикой заболеваний среди населения. За отпущенное на прием время врач  не в состоянии достучаться до души сидящего перед ним человека. В лучшем случае терапевт проведет осмотр, решит, нужен ли пациенту больничный, и постарается все аккуратно записать. Между тем выполнить принятую в Беларуси Программу демографической безопасности можно только, если население удастся научить здоровому образу жизни. Без профилактики тут никак не обойтись.
В Финляндии, между прочим, прием больных ведет медсестра. Она просматривает данные о пациенте, которые занесены в компьютер, вводит новые сведения об очередном посещении. Таким образом, вся информация о каждом пациенте хранится в электронной памяти. Когда я поинтересовался, что будет, если у человека случится сердечный приступ прямо на улице, медсестра спокойно заметила:
— Ничего страшного. У каждого человека есть на руке браслет с чипом. По нему довольно просто определить, с кем доктор имеет дело, и быстро найти нужную информацию о конкретном больном.
— Так вам и врачи не нужны! — констатировал я.
— Нужны. Если лечение гипертонии, например, безуспешно, больного направляют на консультацию к доктору, — ответила женщина.
Похоже, что и мы приходим к подобной схеме работы.

Марина ФЕДОРУК, участковый терапевт 12-й поликлиники г. Минска:

— Сообщение о том, что у врачей появятся помощники, многие участковые терапевты, думаю, восприняли с радостью. И не только потому, что у доктора появится больше времени на самих больных, но еще и потому, что пациентов теперь станут обслуживать быстрее и лучше.
Увы, но сегодня к врачу чаще обращаются с социальными, а не лечебными вопросами: оформить санаторно-курортную карту, выписать лекарство, направление. С этим может без проблем справиться и помощник врача. А для решения медицинских вопросов больной будет направлен к доктору.
В свое время в нашей поликлинике провели мониторинг работы врача и медсестры. Анализ показал, что на обслуживание одного больного реально уходит 30 минут вместо положенных 15. Это и порождает очереди под дверью кабинета врача. Ведь нужно выслушать больного, измерить ему температуру, артериальное давление, окружность талии, определить индекс массы тела и т.д. К тому же все люди разные, кто-то быстро покидает кабинет, кто-то задерживается в нем надолго.
А если больной будет попадать к врачу с предварительным диагнозом (его вполне способны поставить медработники среднего звена), это, несомненно, уменьшит очереди у кабинетов участковых терапевтов.
Есть еще один плюс от нововведений. Зачастую, ведя прием огромного числа больных, мы упускаем тяжелые случаи. Очень многие больные приходят в поликлинику регулярно за очередной порцией лекарств. К сожалению, сегодня из поля зрения врачей выпадает трудоспособное население. Работающие люди всегда спешат и не хотят томиться в очереди. Впрочем, и возможности врача не безграничны. Доктор ведь — обычный человек, который устает, у него тоже есть семья, свои проблемы. От усталости у участковых “замыливается” взгляд, и нам не всегда удается вычленить в потоке пациентов с ранними стадиями болезни. Теперь, надеюсь, ситуация изменится.

Дмитрий ШЕВЦОВ, главный врач 34-й поликлиники г. Минска:

— Если у врачей появятся помощники, это сразу оздоровит ситуацию в поликлиниках. Ведь чего греха таить, специалистов сегодня не хватает. А помощники помогут решить многие проблемы: выслушают пациента, запишут его жалобы, показания артериального давления, частоты пульса и т.д. По сути, врач начнет заниматься своей непосредственной работой, а не бумаготворчеством. Это сразу же отразится и на качестве обслуживания.
В свое время мне довелось побывать в Германии. Хотя медицина в этой стране страховая, немцы более внимательно относятся к своему здоровью, чем белорусы. Пациент приходит к врачу только в том случае, если у него патология. При этом не посещает доктора только для того, что бы узнать результаты анализов и исследований. В Германии каждое посещение специалиста стоит немалых денег. А к помощнику врача визит дешевле.
Многие наши пациенты, по сути, диктуют врачу, какие исследования им нужны. В Германии это определяет только доктор, а больной неукоснительно выполняет его рекомендации. Там никому и в голову не придет оспаривать назначение врача. У нас пока, увы, по-другому.

Игорь КОЗЛОВ, ведущий научный сотрудник Республиканского научно-практического центра “Кардиология”:

— До сих пор роль медицинского персонала среднего звена была ограничена чисто техническими функциями. Между тем опыт других стран убеждает, что эти специалисты в типичных ситуациях вполне могут решать многие вопросы, а также стать активными консультантами больных с хроническими патологиями, которым доктор уже назначил лечение. Помощник даст рекомендации по организации здорового образа жизни, питания пациента. Ведь в лечении всегда имеет значение  обратная связь и постоянный контакт медработника с хроническим больным. Для человека они нужны хотя бы для того, чтобы услышать одобрение и подтверждение, что он на правильном пути.
Ведь если пациент отказался от курения, и его поддерживает в этом начинании специалист, можно рассчитывать на успех. Не курить пару дней — не проблема даже для заядлых любителей попыхтеть сигаретой. Но курильщикам нужна психологическая поддержка — это мощный стимул, чтобы не вернуться к вредной привычке. Помните частушку? Бросить мне совсем нетрудно, я уже бросал 100 раз...
Думаю, что после введения должности помощника врача будет трудно определить, где начинается лечение, а где проводится профилактика болезней. Например, лечение гипертонии является профилактикой мозгового инсульта и инфаркта миокарда. А прием препаратов, снижающих уровень холестерина, снизит и риск развития тяжелых сердечно-сосудистых патологий. Ведь до поры до времени человек не чувствует, что уровень холестерина в крови повышен. Но наступает момент, когда из-за развития атеросклероза растет риск сосудистой катастрофы. Поэтому прием статинов поможет избежать подобных состояний. Вот вам еще один пример лечения и профилактики.

Вячеслав ГРАНЬКОВ, заместитель председателя Республиканского комитета белорусского профсоюза работников здравоохранения:

— В минских поликлиниках проводили эксперимент, в ходе которого участковым терапевтам давали в помощники фельдшера. Медперсонал среднего звена посещал на дому пожилых людей, пациентов с хроническими патологиями и т.д. Все это существенно освобождало участковых от второстепенных обязанностей и высвобождало время на оказание высококвалифицированной помощи пациентам. Поэтому решение Минздрава было ожидаемым.
Думаю, что изменить ситуацию в поликлиниках поможет и внедрение информационных технологий, электронного оборота документов. Уже сегодня в минских поликлиниках компьютеризированы рабочие места в регистратуре и отделе статистики. Компьютеры подключены к единым информационным сетям. Следующим этапом может стать введение электронной карточки пациента и ее заполнение по результатам осмотра врача. Тогда доктору не придется подолгу перелистывать документы, все будет храниться в электронной памяти.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter