Источник: Знамя юности
Знамя юности

Как в Витебской области собираются привлекать молодежь в АПК

Нужны кадры, а кадрам – условия

Первая работа – как первая любовь. Для одних – взаимная, одна и на всю жизнь, для других – мимолетная, не без разочарований и расставаний. Совсем скоро вчерашние студенты примерят статус молодых специалистов: не за горами госы, защита дипломных проектов, выпускной и, конечно же, знакомство с коллективом. Многие уже знают, куда пойдут, – распределение, предварительное и окончательное, в большинстве колледжей и вузов близится к завершению. Хватит ли выпускников, чтобы закрыть вакансии в сферах, где специалистов не хватает больше всего? Что нужно делать нанимателям и заказчикам кадров, чтобы востребованный сотрудник прикипел к первому рабочему месту всей душой и через некоторое время не пришлось искать ему замену? В этой теме номера мы постарались взглянуть на кадровые вопросы глазами всех заинтересованных.


Четверокурсник Городокского государственного аграрно-технического колледжа Евгений Витлиф уверен: у тех, кто выращивает урожай, занимается животноводством, работа найдется всегда. Несмотря на свободный диплом, парень уже знает, куда поедет трудоустраиваться после колледжа. Молодого техника-механика готовы принять на Витебской бройлерной птицефабрике.

В прошлом году именно здесь Женя проходил производственную практику и хорошо себя зарекомендовал. В апреле снова вернется на фабрику, где его уже ждут. Хотя, признается выпускник, в учебном заведении ему давали не только теорию. К примеру, на третьем курсе ребята прошли настоящую «школу полей» и точно не растеряются на уборочной, посевной или в ремонтной мастерской. Немаловажно, что выбранная Евгением профессия и полученные в колледже знания позволяют работать и в сельском хозяйстве, и на СТО:

Евгений Витлиф
– Хочу начать именно с сельхозсферы, а там – посмотрим. Любая работа достойная, и ее должны оплачи­вать со­ответ­ствующе. Нормальные заработная плата и условия труда – вот фундамент успеха в любой отрасли. Мне повезло, сам я из поселка Руба, так что буду всегда рядом с домом.

Вопрос закрепления молодежи на селе в масштабах области волнует руководителей всех уровней – от губернатора до директоров и ректоров учреждений образования. Недавно именно на базе Городокского государственного аграрно-технического колледжа они провели выездное совещание. Спорили, обсуждали, искали пути решения проблем.
Николай Шерстнев

Председатель Витебского обл­исполкома Николай Шерстнев уверен: необходимо менять подходы в подготовке кад­ров, наладить более тесное сотрудничество между учреждениями образования и сельхозорганизациями. Чтобы не выходило, что с теорией у молодых специалистов все отлично, а на деле они не знают, как подойти к технике.

То, что на селе некоторые специалисты на вес золота, не скрывает председатель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Витебского облисполкома Иван Федоров. В дефиците трактористы-машинисты, водители, электрогазосварщики, операторы машинного доения – всего более 1160 вакансий. Не хватает ветврачей, зоотехников. Немаловажный нюанс: профориентационную работу во многих регионах нынче сводят к минимуму. По Бешенковичскому, Миорскому и Поставскому районам, к примеру, в 2017 году не заключили ни одного целевого договора на подготовку кадров с высшим образованием. Хотя заявки на распределение эти регионы подают. Цифры таковы, что в деревнях после отработки остаются не многим более 53 процентов распределившихся. В чем причина? Она – на поверхности: нет условий для работы и жизни. И тут Николай Шерстнев уверен в важности мотивации:

Иван Федоров
– Мы направляем ребят не в лучшие хозяйства. И молодежь находит любой повод, чтобы уехать. Эту проблему должны решать производственники, руководители сельхозорганизаций.

Нехватка практики и попустительство при ее проведении – одна из главных причин слабой подготовки кадров, настаивает начальник управления образования облисполкома Дмитрий Хома:

Дмитрий Хома
– За несколько недель очень сложно прочувствовать вкус будущей работы, освоить технику и оборудование. Другое дело, если у учащегося будет возможность практиковаться 6–8 месяцев, а то и дольше. Какие видим для этого резервы? Сократить каникулы с восьми недель до шести, убрать из учебной программы некоторые общеобразовательные дисциплины, пересмотреть стандарт на изучение смежных спецпредметов. Опять же, все это в теории. Расставить точки над «i» – прерогатива Минобразования.

Три кита, способных удержать кадровую планку в АПК, по мнению Дмитрия Леонидовича, это заблаговременный (задолго до распределения) подбор хозяйствами будущих работников, предоставление возможностей для всесторонней стажировки на производстве и гораздо более плотное сотрудничество с учреждениями образова­ния. От Дмитрия Хомы прозвучало и еще одно уникальное предложение: обратиться к Главе государства, чтобы ввести отсрочку от службы в армии на два года для молодых людей, работающих в сельхозорганизациях по распределению.

Анна НАУМОВА, 

navumavahanna@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter