Почему информацию превращают в оружие

Нужны факты, а не вымыслы

Сегодня новостная сфера все чаще становится ареной, где не стихают позиционные медийные бои, где для выдуманной реальности даже найдено слово — «постправда» и где поражающая способность фейков уже приравнивается едва ли не к автоматной очереди. В эпоху массового создания инфоплощадок в мессенджерах неискушенному гражданину стало крайне трудно отделить фальшивку от настоящих событий, тем более что новые технологии позволяют создавать подделки высочайшего качества. Как же научиться ориентироваться в потоке выстреливающих сообщений и безошибочно определять, чему можно верить, а что — проплаченная ложь?

Факты против фейков

Что такое информационный фронт

Беларусь не участвует в боевых действиях на территории Украины. Об этом говорят как Президент, так и руководство Министерства обороны. Однако попытки втянуть нашу страну в конфликт предпринимаются в режиме 24 на 7. Как и зачем это делается? 

Завуалированная вербовка наемников

В первые дни после начала военной спецоперации России в Украине американская социальная сеть Facebook как будто сломалась. Во всяком случае именно такое впечатление у меня было, когда я пробовала пролистать там новостную ленту. Вместо публикаций моих друзей почему-то шел поток сплошной рекламы, да не простой, а политически направленной с весьма агрессивной антироссийской риторикой. Причем все посты были сделаны довольно некачественно: с орфографическими ошибками в текстах, использованием фотографий с войн почему-то на Ближнем Востоке. Невооруженным глазом было видно, что шито белыми нитками. 

После того как Роскомнадзор заблокировал соцсеть на территории России, поток объявлений схлынул. Логично, ведь ушли пользователи, на которых посты и были рассчитаны. Тем не менее в моей белорусской ленте стали появляться другие сообщения. Например, на днях выскочила реклама от группы с говорящим названием Ukrainian Lives Matter и с текстом следующего содержания: «ВСУ Украины опубликовало инструкцию, как не попасть на войну». Ниже прикреплена картинка костра в лесу, над которым висят военные котелки, а еще надпись: «Украинские солдаты под Киевом встречают солдат РБ с горячим чаем и борщем» (орфография и пунктуация сохранены). Там же можно было перейти по ссылке, которая гласила «Як перайсці на бок Украіны вайскоўцам і грама­дзянам Рэспублікі Беларусь». 

Интереса ради я нажала кнопку «Подробнее». Facebook перенаправил меня в чат-бот с полем для сообщений. Предполагается, что здесь потенциальные наемники должны сообщить о своем намерении воевать. И далее, видимо, для них подробнейшие инструкции, как говорится, с явками и паролями. Так, оказывается, вербует наемников не только террористическая организация ИГИЛ, но и департамент киберполиции МВД Украины.

То есть этот интернетовский ресурс рассчитан в первую очередь на белорусских военнослужащих. Но они не воюют в Украине, и сдаваться в плен им там просто незачем. 

— В настоящее время в соответствии с задачей, поставленной Главнокомандующим Вооруженными Силами, пять батальонных тактических групп совместно с органами пограничной службы осуществляют прикрытие южных границ нашего государства с целью недопущения проникновения на территорию Республики Беларусь со стороны Украины различных националистических вооруженных формирований, нелегальной доставки оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, — заявил начальник Генерального штаба Вооруженных Сил — первый заместитель министра обороны генерал-майор Виктор Гулевич. — Данные подразделения выполняют задачи разведки, патрулирования, охраны объектов и обороны на дорожных направлениях. 

Предусмотрена их замена пятью батальонными тактическими группами. А подразделения, выполнившие свои задачи по прикрытию государственной границы, возвращаются в пункты постоянной дислокации и приступают к плановой деятельности.

— Для доморощенных «военных экспертов» и диванных аналитиков хочу подчеркнуть, что перемещение войск никаким образом не связано с подготовкой, а тем более участием белорусских военнослужащих в специальной военной операции на территории Украины, — предельно ясно и прямо заявил Виктор Гулевич. — Родных и близких военнослужащих могу заверить как начальник Генерального штаба, что наши Вооруженные Силы задачи по обеспечению военной безопасности Республики Беларусь выполняют только на своей территории.

Коллаж Ольги Александровой

Машины тревожности работают нон-стоп

Почему белорусским пользователям интернета ежедневно высвечиваются объявления о сдаче в плен? Это не что иное, как попытка посеять панику и тревогу в нашем обществе. Военный эксперт полковник запаса Александр Тиханский подчеркивает, что информационно-психологические операции в наши дни способны оказывать не меньший, а порой и гораздо больший эффект, чем реальные бомбы.

— Невидимый цифровой фронт существовал всегда, просто сейчас бои на нем идут нон-стоп. Фейки, манипуляции, перевирание реальных фактов заполонили соцсети, мессенджеры и СМИ, — отмечает аналитик. — Важно понимать, что сегодня мы имеем дело не с единичными желтыми новостями с целью наживы и не со случайно брошенными в сеть непроверенными фактами. Создание фейков поставлено на поток, этим занимаются тысячи и тысячи людей, целые международные команды, на деятельность которых выделяются огромные деньги. 

Никакого секрета в этом нет. Так, с конца февраля министерство цифровой трансформации Украины создало два проекта с говорящими названиями «IT-армия» и «Интернет-вой­ска». Вступить в них может любой желающий (в том числе не украинец), а координация цифровых «боев» ведется через открытые группы в Telegram. В чем суть? 

Так называемая IТ-армия (более 310 тысяч участников) занимается атаками на сайты, приложения и интернет-сервисы. Ежедневно на канале выкладываются задания. Вот одно из них: «Сегодня обращаем свое внимание на ростех — корпорация которая отвечает за большую часть высокотехнологичного импорта и производства, в том числе для российской армии» (орфография и пунктуация сохранены). Далее указаны адреса сайтов компании, которые необходимо забросать DoS-атаками. И таких команд за день бывает несколько штук. Целями хакеров становятся сайты СМИ, госструктур, заводов и предприятий, социальных сетей и транспортных компаний. 

Достается не только России. 27 февраля «IT-армия» получила вот такое задание: «Сегодня в Белоруси референдум, после которого они введут ещё больше войск в Украину. Нужно это остановить. Беларусы не знают, что происходит в Украине! Нужна массированная информационная компания на Беларусь про реальные события в нашей стране. Таргетинг, медийка, киберфронт». DoS-атаками планировали положить сайты средств массовой информации, ЦИК, министерств, банков и даже Белгоспищепрома и Беллегпрома. Спустя пару часов украинский «киберфронт» радовался в своем чате тому, что на непродолжительное время перестал работать сайт Национального банка Беларуси. В чем суть информационной войны? В замещении реальности ее описанием, интерпретацией. То есть важно в первую очередь то, что сообщается. На этой особенности восприятия и строят стратегии медийных боев. 

В «Интернет-войсках» Украины около 190 тысяч участников. К ним просят присоединяться тех, кто готов бороться с «чужеродной пропагандой» онлайн. Каким образом? Заниматься спам-рассылкой электронных писем из слитых баз пользователей, заваливать сообщениями и комментариями аккаунты правительственных и бизнес-структур, разбрасывать по всевозможным новостным каналам и страничкам заранее заготовленные фейковые новости. 

Операция проплачена

Несколько недель назад во многих СМИ был напечатан портрет жительницы Украины, якобы пострадавшей во время боестолкновений у Чугуевского аэродрома. Окровавленное лицо, бинт на голове, искаженное ужасом лицо. «Мне просто повезло, что я осталась жива. Я встану, я пойду, я буду все делать для Украины, насколько хватит сил», — заявила она в интервью западным газетам и телеканалам. Но уже на следующий день дама попала в объектив к другому фотографу — целая, невредимая и с автоматов в руках. Более того, выяснилось, что она сотрудница 72-го центра информационно-психологических операций вооруженных сил Украины.

Именно эту структуру и подозревают в создании большого потока фейковых новостей и фотографий, касательно боевых действий в Украине. В том числе, растиражированной фотосессии из роддома Мариуполя. На снимках были беременные женщины, которых якобы чудом спасли после бомбежки. Но вскоре сами жители Украины раскрыли ложь, узнав на фотографиях известного блогера, которая никак не могла быть в роддоме. Более того, в фотосессии она исполнила сразу две роли (по ходу съемки еще и успела переодеться).

«Воздушные бои под Киевом» оказываются графикой из компьютерных игр, а горы тел погибших солдат на фото при близком рассмотрении становятся манекенами. Подобные новости кочуют из СМИ в Telegram-каналы, от блогеров в личные переписки.

— Защититься от такого потока лжи крайне сложно. Ее объемы, уверен, в ближайшее время будут только расти, — говорит Александр Тиханский. — Взывать к справедливости и просить прекратить вливать тонны фейков в сеть бессмысленно. Единственное, что мы можем и должны делать, — оперативно развенчивать неправду и предоставлять реальную информацию, касательно того, что имеет отношение к нам. Взвешенно и по делу.

По оценкам главы Лиги безопасного интернета Екатерины Мизулиной, в социальных сетях во всем мире уже распространено более 3 миллионов фейков и публикаций с дезинформацией относительно военной спецоперации, которую проводит Министерство обороны России. К работе по распространению дезинформации о спецоперации привлечено более 5 тысяч IT-специалистов из разных государств. 

— Это абсолютно спланированное явление. За год до начала этой информационной операции были предприняты определенные шаги и действия, в частности, было закуплено оборудование в большом количестве. Сегодня почти 1,7 миллиона долларов ежедневно тратится на платформах Meta на фейки, дезинформацию и призывы к насилию, — подчеркивает Екатерина Мизулина. 

Причем все это не серые схемы продвижения, а вполне себе законные. 11 марта 2022 года компания Meta разрешила размещать в Facebook и Instagram информацию, содержащую призывы к насилию против российских граждан, а также к смерти президентов России или Беларуси. В чем причина? 

— В результате российского вторжения в Украину мы временно допускаем формы политического выражения, которые обычно нарушают наши правила, то есть агрессивные высказывания, к примеру «смерть российским оккупантам», — говорилось в заявлении представителя американской корпорации. 

Правда, после того как на территории России доступ к Facebook и Instagram был ограничен, в Meta частично поменяли правила и запретили «призывы к смерти глав государств». 

— Примерно 5 миллионов долларов ежедневно тратится на платформу YouTube и на формирование поисковой выдачи в Google, — заявила Екатерина Мизулина. — Google предпринял очередные санкции и из поисковой выдачи выкинул все российские официальные средства массовой информации. 

По данным Лиги безопасного интернета, затраты на оплату труда digital-специалистов ежедневно составляют почти 1,5 миллиона долларов. Несмотря на то что IT-специалисты пытаются сохранить анонимность, большое количество этих людей уже установлено. 

Председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Геннадий Давыдько заявил, что в Парламенте намерены менять законодательство, увеличивающее ответственность за недостоверную информацию. 

Сергей Клишевич, член Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке: 

— Тот конвейер по производству фейков, который мы наблюдаем в белорусских соцсетях, например смонтированные видео ударов, постановочные фото трупов, кратное завышение российских потерь, — очевидная попытка оказать психологическое воздействие на вой­ска и население нашей страны. В белорусских соцсетях активно распространяются призывы к переходу на сторону противника, некие памятки, как правильно сдаться украинским войскам, призывы не воевать, саботировать мобилизационные мероприятия и иные.

С практической точки зрения эти действия не имеют смысла, так как наши войска не ведут бои, не переходили украинскую границу и ни в какой форме не участвуют в конфликте, о чем неоднократно говорил Президент. У меня сложилось такое впечатление, что нас просто отрабатывают «за компанию» с Россией. У натовских центров психологических операций выстроен общий механизм работы по российским военным и их семьям, а также по российскому обществу, а на белорусскую аудиторию эту рекламу просто механически ретранслируют. Однако никакого практического эффекта это не дает. Любые слухи о том, что белорусские военные находятся в Украине, достаточно легко проверить по неформальным каналам, через семьи военнослужащих, друзей, знакомых в силовых структурах. Поэтому вбросы подтверждения не находят, а значит, падает доверие в целом ко всей украинской пропаганде, потому что она врет в самом главном. 

Кроме того, по мере перенасыщения военными новостями интерес аудитории будет объективно падать. Пропаганда такого типа может работать 1—2 недели, потом на нее просто перестают обращать внимание, если не видят никаких объективных подтверждений. 

В ТЕМУ

С момента начала российской военной спецоперации в Украине фейковые сообщения о белорусских военных появляются практически ежедневно. 

Так, 1 марта на сайте главного управления разведки министерства обороны Украины был опубликован список белорусских летчиков, которые якобы осуществляют бомбардировку украинских городов. Данные оказались откровенной ложью — в списках были указаны погибшие в 2009 году летчики-герои Александр Марфицкий и Александр Журавлевич, а также давно уволившиеся в запас военнослужащие.

3 марта появились сообщения о том, что «38-я артиллерийская бригада ВС Беларуси с опознавательным знаком — красным прямоугольником — движется в сторону украинской границы». Но в Беларуси даже не существует 38-й артиллерийской бригады.

«Российские боевые самолеты 11 марта целенаправленно нанесли огневой удар по населенным пунктам Копани, Бухлы и Верхний Теребежов (Беларусь)». Это сообщение появилось на официальных страницах воздушных сил ВСУ. Начнем с того, что такого населенного пункта, как Бухлы, у нас нет. Возможно, имелись ввиду Бухличи. Но там, как и в Копанях, и в Верхнем Теребежове, никаких бомбардировок не происходило. Об этом в соцсетях поспешили заявить жители населенных пунктов.

КОГДА В БОЙ ИДУТ ЛОЖЬ, ФОТОШОП И МОНТАЖ

wikipedia.org

1992. «Сербские концлагеря»

В то время в Боснии назрела гражданская война. Мусульманская и хорватская общины требовали выхода республики из Югославии, а сербы и часть проюгославски настроенных мусульман выступали за ее сохранение в составе федерации. Катализатором для вмешательства иностранного военного контингента во внутренний конфликт послужили фотографии измученного человека, который находился за колючей проволокой, авторства британских журналистов. По их заверениям, парень, как и толпа за ним, был узником «сербского концентрационного лагеря, куда попадали боснийские мусульмане». Фотографии кандидат в президенты Билл Клинтон использовал, чтобы вынудить действующего президента Джорджа Буша — старшего начать военную операцию против боснийских сербов. Эти же фото послужили причиной отправления в Югославию британских войск. Более того, снимки использовались в качестве «доказательной базы» в работе Международного трибунала в Гааге. В итоге был дан старт кровопролитной войне. Но что на фотографии изображено на самом деле? В 1997 году немецкий журналист Томас Дайхман докопался до правды: никакого концлагеря там и в помине не было. Парень на фото — Фикрет Алич, вместе с другими боснийскими мусульманами находившийся в пункте приема беженцев, которых не то что никто не удерживал, наоборот, им помогали — кормили и дали кров сербы. 

2003. «Иракское биологическое оружие»

Государственный секретарь США Колин Пауэлл 5 февраля 2003 года выступил в ООН, заявив о том, что США располагают многочисленными доказательствами производства Ираком оружия массового поражения. Для наглядности он продемонстрировал ампулу с «бациллами сибирской язвы». И хотя Совбезон ООН не дал Вашингтону санкции на применение силы, 20 марта 2003 года войска США и Великобритании вторглись на территорию Ирака. Началась операция «Иракская свобода», которая унесла жизни 1,4 миллиона граждан этой страны. Однако, как выяснилось позже, Колин Пауэлл размахивал пробиркой спектакля ради. Еще 31 января 2003 года президент США Дж. Буш и премьер-министр Великобритании Тони Блэр подписали секретный Протокол Мэннинга, который регламентировал начало войны в Ираке. А вот мифическое биологическое оружие на территории этой страны так и не было найдено.


2022. «13 погибших пограничников»

В ночь на 25 февраля мировые СМИ облетело сообщение, что все украинские защитники острова Змеиный, который находится в акватории Черного моря, погибли. Глава государства даже представил пограничников к званию Героя Украины посмертно, подчеркивая, что ни один из них не сдался в плен. При этом, по данным Киева, на острове несли службу 13 человек. Однако два дня спустя выяснилось, что все защитники Змеиного — 82 человека— живы-здоровы. Они сдались в плен российским военнослужащим, и после того, как оказались в Севастополе, у всех была возможность связаться с родными. Некоторые даже записали видеообращения к Владимиру Зеленскому, который успел их «похоронить». 


kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter