Нужно писать не письма, а песни

Трагическая смерть Владимира Мулявина ввергла наших "Песняров" в глубокую депрессию - ушел из жизни не только создатель, но бессменный директор и художественный руководитель прославленного коллектива.
Трагическая смерть Владимира Мулявина ввергла наших "Песняров" в глубокую депрессию - ушел из жизни не только создатель, но бессменный директор и художественный руководитель прославленного коллектива. Новым директором ансамбля стал один из его солистов Валерий Скорожонок - его кандидатуру Министерство культуры посчитало наилучшей на весьма ответственную должность. Тем не менее это спровоцировало не только полемику в прессе, но и шквал писем от творческих деятелей во всевозможные инстанции. Обстоятельства этого назначения комментирует для читателей "СБ" министр культуры Леонид ГУЛЯКО

: - Суть дела вот в чем. Когда был жив Владимир Мулявин, должность директора и художественного руководителя в "Песнярах" не разделялась. Но творческое руководство в подобном ансамбле - задача крайне сложная. Заменить Владимира Георгиевича практически невозможно, я в этом убежден, поэтому не стоит проводить здесь никаких параллелей. Теперь основное руководство "Песнярами" будут осуществлять два человека: директор и музыкальный руководитель, с кандидатурой которого в министерстве пока не определились. Но в любом случае по этому вопросу мы непременно посоветуемся с музыкантами.

Причин для такого решения несколько. У меня на столе всегда лежат папки по основным проблемным вопросам. Одна из них - папка "Песняров". По финансово-экономическим показателям этот ансамбль вышел на последнее место среди всех театрально-концертных организаций страны. Что собой представляют "Песняры" сегодня? На сцене мы видим 5 - 6 музыкантов и исполнителей, но весь коллектив, если брать в расчет бухгалтерию, звукорежиссеров, оформителей, - это 37 человек! И всем им государство дает субсидии на зарплату. Кроме того, за государственный счет содержится репетиционная база "Песняров", где через несколько месяцев, кстати, будет завершен ремонт. Опять же на государственные деньги. Из Фонда Президента для ансамбля были закуплены музыкальные инструменты, оборудование для студии звукозаписи. Поэтому государство имеет законное право рассчитывать на серьезный процент покрытия своих расходов. В апреле, подписывая распоряжение и утверждая мероприятия по увековечению памяти В.Г.Мулявина, Президент поручил Министерству культуры создать Национальный центр музыкального искусства "Песняры" имени Владимира Мулявина. Такая работа уже ведется, и следует отметить, что Президент постоянно интересуется ходом выполнения его поручения.

А теперь цифры. За последнее полугодие "Песняры" получили только 67 процентов от собственного плана доходов. Для сравнения: Театр балета выполнил такой план на 116 процентов, Театр оперы - на 97. Это при том, что эстрада, в принципе, всегда прибыльнее. В прошлом году "Песняры" обязались провести 66 концертов, реально же провели только 35, получив доход в 22 миллиона рублей. Можно подумать, что концерт "Песняров" "стоит" сегодня 160 тысяч рублей. Но ведь не работает этот ансамбль в залах на 160 мест при стоимости билетов в тысячу рублей! Похоже, кое-кто в "Песнярах" забыл, что это не частная, а государственная организация. Поэтому мы решили укрепить руководство ансамбля, назначив на должность директора Валерия Скорожонка. Я считаю, что это тот человек, который по-государственному будет относиться к государственным поручениям.

- Но, с другой стороны, зарабатывать деньги в белорусских условиях даже звездам эстрады непросто. Недаром ведь ни один из наших поп-коллективов - я имею в виду тех, кто добился успеха в России, - возвращаться на родину не торопится. Шоу-бизнеса-то у нас, по сути, и нет...

- Тем не менее "раскручиваться" в Беларуси никто никому не мешает. А эффективного шоу-бизнеса здесь нет прежде всего потому, что немало эстрадных исполнителей в Беларуси считают, что государство им кругом должно. Сами же при этом они не желают себя ничем связывать. Хороших продюсеров у нас можно посчитать по пальцам одной руки. И все же они есть. Вот Ирина Дорофеева проехала по Беларуси с грандиозным туром. Не без помощи нашего министерства, правда, но основной раскруткой этой певицы занимается ее продюсерская группа. Или оркестр под руководством Михаила Финберга. Он и у нас, и в Москве, и на "Славянском базаре", и в Молодечно на белорусском празднике песни и поэзии, в Мстиславле, Заславле, Мире... Этот коллектив сам себе "пробивает" концерты и готов ехать в самые отдаленные уголки страны...

Вообще говоря, эстрада, на мой взгляд, вообще не должна дотироваться государством. Я знаю, что многим эстрадным деятелям такое заявление не понравится, но они обязаны научиться содержать себя сами.

- А нет ли здесь в ваших словах противоречия в связи с созданием Национального центра имени Владимира Мулявина, призванного обеспечить глобальную поддержку белорусской эстраде? Очевидно, наше государство не спешит рубить с плеча...

- Происходит это по той простой причине, что сегодня наша эстрада пока не в состоянии выйти на те параметры, о которых я вам сказал. Есть и другие основания для создания такого центра. Например, ансамбль "Сябры", входя в состав "Белконцерта", зарабатывает деньги на собственное выживание и отчисляет процент своему "патрону". Во-первых, "Белконцерт" может помочь с организацией гастролей, а во-вторых, гарантирует музыкантам социальную поддержку. Но новый центр будет не просто крышей для эстрады. Поддержка молодых исполнителей, продюсеров, режиссеров также входит в его задачи. Объединив усилия "Белконцерта", Молодежного театра эстрады, "Песняров", возможно, "Сябров" и других коллективов, центр имени Мулявина будет работать над сохранением, развитием и пропагандой национального искусства и культуры, разрабатывать новые проекты и заниматься их реализацией, выстроит точные и профессиональные взаимоотношения с телеканалами, поможет сделать качественные записи белорусским исполнителям - одним словом, подготовит почву для цивилизованного шоу-бизнеса.

А нынешние "бури в стакане воды", вроде писем некоторых артистов в газеты, - не для профессионалов занятие, а самодеятельность. Владимир Георгиевич Мулявин, насколько я знаю, в самые трудные минуты писал не письма, а песни. И "Песняры" с честью выходили из кризисов...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter