Нужна классная конкуренция

В СТАТЬЕ «ОДНАклассница» за 8 января 2014 года корреспондент «СГ» поднял проблему малокомплектных школ. Сегодня продолжаем разговор на эту тему. Стоит ли бояться оптимизации сельских школ? Не останутся ли не у дел трудовые коллективы расформированных учебных заведений? И будет ли польза ученикам от перехода в новые большие школы? Об этом — в разговоре с начальником управления образования Могилевского облисполкома Владимиром РЫЖКОВЫМ.

Количество сельских школ на Могилевщине сокращается, но качество образования при этом не страдает. Почему?

В СТАТЬЕ «ОДНАклассница» за 8 января 2014 года корреспондент «СГ» поднял проблему малокомплектных школ. Сегодня продолжаем разговор на эту тему. Стоит ли бояться оптимизации сельских школ? Не останутся ли не у дел трудовые коллективы расформированных учебных заведений? И будет ли польза ученикам от перехода в новые большие школы? Об этом — в разговоре с начальником управления образования Могилевского облисполкома Владимиром РЫЖКОВЫМ.

– ДА, в самом деле, к сельским школам по всей республике сегодня подход особенный. И Могилевская область здесь не исключение. Ежегодно в регионе попадают под оптимизационные процессы порядка 30 учебных заведений. Закрываются 12—15 школ. Реорганизуются из средних в базовые или из базовых и средних в начальные порядка 15—18. За последние 15—17 лет мы сократили в сельских регионах более половины школ, то есть оптимизация идет уже давно.

Но нужно понимать, что оптимизация предполагает не только и не столько сокращение количества учебных заведений. В первую очередь речь идет о высокой эффективности образовательного процесса в целом. Ведь, к сожалению, малокомплектные школы не могут дать качественное образование по ряду причин.

— Каких, к примеру?

— Во-первых, мы испытываем голод на квалифицированные кадры. Это связано и с оплатой труда, и с демографией. Так или иначе, но все отрасли сегодня потребляют большее количество специалистов, чем раньше, а выпуск из школ сокращается, и сегодня мы находимся на нижней планке демографической «ямы». Даже в городах уже не так часто строятся новые школы.

И в последующем большого прироста детей в школах наблюдаться не будет. В прошлом году в первые классы области пришло лишь на 200 человек больше, чем в позапрошлом. Так что в дальнейшем прирост будет не более чем в 500 учеников. И чтобы выйти на более или менее приемлемый уровень по демографии, потребуется несколько лет.

Во-вторых, в классах сельских школ должно быть достаточно учеников, чтобы иметь возможность разноуровневого обучения, дифференциации и соревновательного принципа между учащимися, когда дети тянутся друг за другом. Поэтому и идет плановое укрупнение классов, школьников отвозят в более крупные, в первую очередь расположенные в агрогородках, школы.

Оптимизация, по большому счету, повысит качество образовательного процесса. Меньше школ, а значит, их легче и удобнее обеспечить учебным оборудованием, квалифицированными кадрами.

— Знаю, что Могилевская область по-особенному подошла к кадрам, которые освободились после оптимизации школ.

— Перед началом этого учебного года Банк развития передал каждой области по 10 школьных автобусов, а также взялся подготовить водителей для них. И в нашей области, единственной из всех, эти десять автобусов мы обеспечили женщинами-водителями, бывшими работницами школ. В результате у нас есть и педагоги, которые подвозят детей, и даже завуч школы из Быховского района — у нее небольшая педагогическая нагрузка. Кроме этого, она работает на полставки водителем.

— То есть учителя не остаются не у дел. А ученики, особенно старшеклассники? Ведь в деревнях все чаще сохраняются начальные школы или базовые, но не средние.

— Для ребят, которые обучаются в старших классах сельской школы, сегодня открывается масса возможностей. Помимо обычной средней школы, это обширная сеть профессионально-технических учебных заведений. Или лицеи, в которые могут идти выпускники, чтобы затем с этой ступеньки подняться выше — пойти в вуз. Что касается школ, то стараемся держать наполняемость классов не менее пяти человек, особенно в выпускных. Потому что эффективность функционирования малокомплектных классов невысока, а для подготовки к поступлению в профтехзаведения и лицеи нужна нормальная конкурентная среда.

— Бытует мнение, что если школа закрылась — то, считай, деревня умерла… Владимир Владимирович, вы с этим согласны?

— Школы в деревнях закрываются последними из всех учреждений. Ведь 50 и даже 30 учеников в школе — это еще не повод к ее сокращению. Вот если ребят осталось 25 и меньше, тогда стоит уже задуматься. Но все равно это поэтапный процесс. Закрывать одним махом малокомплектные школы во всех деревнях — тоже не выход. Есть школы, которые пока мы сегодня оставляем из-за пожеланий родителей. Но они должны понимать, что эффективного образовательного процесса в этих учебных заведениях добиться сложно. Сохраняются школы в первую очередь в агрогородках, и они сегодня готовы принять большое количество детей.

Юлия БОЛЬШАКОВА, «СГ»

Фото автора

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter