Об инвестиционном проекте «Гомельский промышленный парк «Полесье — Лельчицы»

Нужна дорога

Об инвестиционном проекте «Гомельский промышленный парк «Полесье — Лельчицы»

С разными инвестпроектами доводилось сталкиваться. И с теми, которые делаются для галочки, ибо так нужно здесь и сейчас. И с непродуманными, которые хороши только на бумаге. С нужными и эффективными тоже, разумеется, доводилось. А еще с такими, которые вызрели и просятся давно. Да финансовые возможности пока не пускают.


Инвестиционный проект «Гомельский промышленный парк «Полесье — Лельчицы», на мой взгляд, из этой темы. Даром, что выстрелил он только нынче в мае на Гомельском экономическом форуме, когда четыре крупные белорусские компании подписали соглашение по его развитию. Каким быть первому промышленному парку региона, должны определиться к сентябрю, представив в Правительство схему размещения производственных мощностей...


Реально же идея вынашивалась десятилетиями. Еще в 70–х повисла в воздухе, когда ученые вплотную подступились к исследованию месторождений Лельчицкого региона и прилегающих к нему четырех полесских районов: Ельского, Житковичского, Мозырского, Петриковского. Запад Гомельщины оказался буквально начинен полезными ископаемыми. Сейчас его называют не иначе как «белорусский Рур» по аналогии с богатой на природные ресурсы областью Германии, одной из самых успешных инвестплощадок Европы.


Именно в лельчицких краях, оказалось, сосредоточены солидные запасы бурого угля, торфа, горючих сланцев, гранита, бентонитовых глин, сапропелей и другого природного добра, которого не найти в иных уголках Беларуси. Есть здесь и редкие виды сырья: бериллий, цирконий, высокоминерализованные промышленные растворы, термальные воды. Все реально востребовано в строительстве, сельском хозяйстве, металлургии, химической и парфюмерной отраслях, приборостроении, атомной, авиационной, космической промышленности.


Много чего еще есть. Леса, например, которыми покрыто 70 процентов здешней территории. Уникальные памятники природы для развития экотуризма. Но нет в этих краях железной дороги. Ветки протяженностью 121 километр, которая свяжет регион с «большой землей» и сделает рациональной добычу месторождений, возведение производств, транспортировку грузов. Без этого бизнес здесь неподъемно дорог. Потому строительство железнодорожного участка Глушковичи — Лельчицы — Михалки — тот самый ключевой момент Гомельского промышленного парка. Будет ветка — будет бизнес. Счет, понятно, на многие миллиарды. Стоит ли? Этот вопрос сейчас скрупулезно просчитывают экономисты, готовя схему будущего парка. Вложения требуются огромные, значит, и возврат должен быть непременно.


То, что пока выверяют специалисты цифрами, местные жители, так понимаю, ежедневно проверяют на себе. А потому идеей парка здесь просто живут. Убедилась, оказавшись в Лельчицах. Случайно в разговоре затронула тему, народ отреагировал мгновенно: железная дорога нужна как воздух. Взять инвестиционные проекты. Район готов предложить их десятки. И предлагает, просчитанные, готовые к старту, но — что дальше? Инвесторы в район идут косяками. Даже ушлые люди — и те пользуются лельчицкой славой. Недавно задержали одного в Минске, предлагал за круглую сумму решить вопрос доступа к месторождению. А проблемы–то нет. Приходите. Вкладывайте. Открывайте свое дело. Да только на практике такими же косяками инвесторы покидают эту богатую землю, потому что перевозка автотранспортом выливается в круглую копеечку. Уже просчитано: железная дорога будет намного дешевле.


Поэтому регион пока используется больше как сырьевой ресурс. Лес вывозится за пределы и за пределами перерабатывается. Или ягоды–грибы. Собирают тоннами. И теми же тоннами отправляют на переработку — за пределы района. Приходили, к слову, известные компании, занимающиеся подобным производством, но вскоре отказались от плана «приземлить» здесь свой бизнес. Пока дорого.


Район, конечно, живет, развивается. Построен и работает щебеночный завод «Глушкевичи». Разворачивается предприятие по производству биологических кормовых добавок на основе сапропелей. Другие проекты в деле. Жители Лельчицкого района крутятся. И теперь понимаю, почему как могут своими трудами приближают эту тему. Здесь давно, с 70–х, живут и подпитываются идеей: это пока дорого и неподъемно, а придет железная дорога — многое изменится и будет уже от чего оттолкнуться масштабным проектам.

 

Советская Белоруссия №159 (24296). Вторник, 27 августа 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter