Конфисковывать транспорт планируется у тех, кто сядет пьяным за руль повторно в течение года

Нужен трезвый взгляд на жизнь

Есть законы, которые, как говорят, пишутся кровью. Речь об ужесточении ответственности нетрезвых водителей...

Есть законы, которые, как говорят, пишутся кровью. В Палату представителей поступил проект как раз такого документа. Речь об ужесточении ответственности нетрезвых водителей. Для тех, кто попадется впервые, предлагается увеличить штраф почти втрое. До 100 базовых величин. До 10 лет лишения свободы может получить виновник смерти в результате ДТП. Но самое обсуждаемое новшество — конфискация автомобиля у того, кто пьяным сел за руль. Председатель Постоянной комиссии по законодательству Людмила Михалькова решила разъяснить суть предлагаемых новаций. Чтобы вопросов возникало как можно меньше. А судя по всему, их будет немало...


— Жизнь автолюбителей, которые не дружат с дорожной дисциплиной, в ближайшее время значительно усложнится, — это слова Л.Михальковой. О чем речь?


Итак, конкретно. Конфисковывать транспорт планируется у тех, кто сядет за руль пьяным повторно в течение года. За первый раз — штраф и лишение прав. Если ты без прав позволил себе завести мотор снова, да еще будучи нетрезвым — конфискация. Даже если управлял не своим, а чужим авто. Изымать машину предлагают вне зависимости от того, кому она принадлежит. Для такой возможности в Уголовном кодексе появится отдельная статья. Мера жесткая. Справедливая? Если с моральной точки зрения рассуждать — вполне. А вот с юридической здесь тонкостей хватает.


Как быть с правом собственности, которое гарантирует Конституция? Депутат здесь противоречий не видит. И ссылается на другую статью Основного Закона, где написано о защите жизни граждан. Логика такая: автомобиль в руках пьяного становится потенциальным орудием убийства. И если денежные штрафы и грозящая сейчас ответственность не могут остановить 1.300 «гонщиков», севших уже в этом году во второй раз за руль нетрезвыми, то приходится прибегать к жестким мерам...


Изымать транспорт предлагается и в том случае, если он принадлежит юрлицам. Сейчас случаев нарушений на служебных автомобилях немного — 3 процента. И депутат не согласилась с тем, что собственник в такой ситуации не виноват. Поскольку, само собой, должен проверять, не лишен ли прав тот, кто устраивается работать водителем. Единственное обстоятельство, которое позволит избежать нелегкой участи, — когда автомобилем завладели против воли хозяина. Угнали или проявили самоуправство.


Хотя уточнения здесь не показались безупречными. Как быть с бытовыми ситуациями? Если, предположим, кто–то из членов семьи владельца машины, не спрашивая у него разрешения, возьмет ключи, уедет в неизвестном направлении и попадется. Л.Михалькова сказала, что конфискация в таких случаях применяться будет. И посоветовала внимательнее следить за собственным авто.


Я спросил, не проще ли вместе с нормой о конфискации, чтобы не возникало кривотолков, вернуть доверенность на управление автомобилем. Пусть бумажная волокита и вернется, зато передача руля будет доказана документально. Депутат ответила:


— Возникали такие вопросы, но это пока не в рамках данного законопроекта. Думаю, будут какие–то инструкции или местные нормативные акты.


Владелец авто, если на его машине лихачил пьяный, которому он по недомыслию передал ключи, сможет выступать на суде в качестве свидетеля. Автомобили будут изымать только после судебного решения. Что дальше? Их будут продавать с аукциона в доход государства, возмещать вырученными деньгами ущерб пострадавшим от ДТП, отправлять их в какой–нибудь специальный фонд? Разъяснения пока нет.


В общем, без вопросов не обходится. Надо полагать, депутаты как следует над ними поразмышляют, прежде чем вносить документ на голосование в Овальном зале.

 

Советская Белоруссия №107 (24244). Четверг, 13 июня 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter