Тема комплексного сотрудничества регионов стран, которые войдут в Евразийский экономический союз, сегодня актуальна.

Нурлан НОГАЕВ: Нам необходимо сотрудничество с белорусскими машиностроителями

Тема комплексного сотрудничества регионов стран, которые войдут в Евразийский экономический союз, сегодня актуальна. 

Какие проблемы их взаимодействия должны быть учтены в новом интеграционном объединении? На этот и ряд других вопросов отвечает аким Западно-Казахстанской области Республики Казахстан Нурлан Аскарович НОГАЕВ.

— Для успешного и эффективного функционирования Евразийского экономического союза в первую очередь необходима интеграция стран-участниц в единое правовое, финансовое, экономическое, производственное пространство. Наша Западно-Казахстанская область граничит с 5 областями России: Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской и Оренбургской. Это во многом определяет развитие региона: налажен интенсивный торгово-экономический обмен, который в рамках создаваемого союза трех стран необходимо расширять. Важное значение здесь имеет совершенствование нормативно-правовой базы, урегулирование ряда проблемных вопросов. Необходимо улучшить национальную и в рамках создаваемого ЕЭС общую законодательную основу, обеспечить защиту интересов товаропроизводителей трех стран, в первую очередь в вопросах налогообложения, таможенного регулирования.

Многие наши предприниматели, которые торгуют с Российской Федерацией, сталкиваются с проблемой двойного налогообложения. Для решения ее необходимо, на наш взгляд, рассмотреть на уровне Евразийской экономической комиссии введение ускоренного порядка возврата налога на добавленную стоимость, внедрить обмен информацией по импорту и экспорту в электронном виде между налоговыми органами трех стран. Что касается таможенного регулирования, то надлежит систематизировать существующую нормативно-правовую базу Таможенного союза, так как в Казахстане действуют параллельно два таможенных кодекса, порядка 40 международных договоров, свыше 900 решений Комиссии Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии. Эти вопросы должны получить скорейшее решение для обеспечения равноправного, взаимовыгодного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза всех его членов.

— Какие выгоды от работы нового интеграционного объединения ожидаете в вашей области? Что следует предпринять, чтобы они стали реальностью?

— Анализ структуры экспорта региона за 2013 год показал, что возможности улучшения сальдо внешнеторгового оборота у нас имеются. Причем мы делаем ставку не только на сырье, но и на готовые изделия, сельхозпродукцию. Большие надежды возлагаем на международную специализированную выставку «ЭКСПО-2017», которая проводится по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева и будет способствовать развитию и углублению международного сотрудничества в различных сферах экономики. 

Думаю, что область в ближайшей перспективе начнет получать свою выгоду от нового интеграционного объединения. Например, в Уральске есть предприятия оборонного комплекса бывшего Советского Союза: заводы «Зенит», «Омега», чьи производственные мощности можно будет задействовать для нужд государств — членов Евразийского экономического союза. 

Наш регион имеет выгодное геоэкономическое расположение в системе действующих железнодорожных, автомобильных и воздушных коридоров международного значения, соединяющих Европу и Азию, что создает благоприятные предпосылки для развития. Сегодня работаем над созданием транспортно-логистического центра наземных и воздушных перевозок, который будет определять стратегическую роль Уральска как важнейшего международного хаба, связующего звена в общей транспортной системе наземных, воздушных сообщений и логистики в рамках Евразийского экономического союза.

— Необходимость выработки и проведения единой или согласованной макроэкономической, промышленной, сельскохозяйственной политики трех государств несомненна. Очевидно, что она должна включать или учитывать предложения самих регионов. Какие предложения Западно-Казахстанской области могли бы быть в ней учтены? 

— Теоретической основой единой макроэкономической политики межрегионального сотрудничества является углубление международного разделения труда и кооперации производства.

Страны — участницы Евразийского экономического союза должны получать взаимную выгоду, используя специфику экономики друг друга. Так, для повышения конкурентоспособности промышленных предприятий и создания новых производств в приоритетных секторах экономики в Западно-Казахстанской области продолжается работа по реализации Государственной программы по форсированному индустриальноин новационному развитию Республики Казахстан. К примеру, развитие отраслей агропромышленного комплекса — один из приоритетов в рамках уже «второй пятилетки» этой программы. Мы заинтересованы в изучении и практическом применении белорусского опыта в организации агрогородков, переработке сельскохозяйственной продукции, селекции сельскохозяйственных культур, производстве минеральных удобрений. Беларусь с ее развитыми отраслями машиностроения, химической промышленностью имеет потребность в энергоносителях. А вот агропромышленный комплекс Казахстана нуждается в сельхозтехнике. Считаю, что нам необходимо развивать сотрудничество с белорусскими машиностроительными предприятиями в организации сервисных центров по ремонту и техобслуживанию, сборочных производств. В свою очередь, Казахстан имеет возможность поставок нефти и газа, пшеницы твердых и сильных сортов, экстракта солодкового корня на белорусский рынок. Кроме того, акиматом Западно-Казахстанской области ведется работа по определению проблем конкурентоспособности отечественных производителей в условиях Таможенного союза в целях участия в формировании единой или согласованной политики межрегионального сотрудничества. Так, бизнессообщество области отмечает отсутствие положений, регламентов и соглашений, регулирующих порядок определения страны происхождения для третьих стран по критериям достаточной переработки. Для решения этой задачи считаю необходимым обеспечить возможность беспрепятственного оформления сертификатов страны происхождения товара по критериям достаточной переработки на экспорт отечественной продукции в третьи страны. Нарекания бизнесменов вызывает также недостаточный, по их мнению, уровень гармонизации национального законодательства с техническими регламентами Таможенного союза. Законодательная база должна обеспечивать защиту финансовых вложений в рамках привлечения инвестиций, предоставления инвесторам и предприятиям различных привилегий, таких как установление льгот по налогообложению, выдача кредитов по минимальным процентным ставкам малому и среднему бизнесу. Своевременное выявление и устранение таких проблем, а также выработка предложений являются одним из краеугольных фундаментов сотрудничества бизнессообществ и власти для достижения единой или согласованной макроэкономической, промышленной и сельскохозяйственной политики наших стран.

Вопросы задавали
Михаил ВАЛЬКОВСКИЙ
valk@sb.by
 и Борис ЗАЛЕССКИЙ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter