Нулевой километр

В апреле в Национальном академическом театре имени М.Горького пройдет премьера спектакля «Записки усталого романтика»...

В апреле в Национальном академическом театре имени М.Горького пройдет премьера спектакля «Записки усталого романтика», в основу которого положены прозаические произведения Михаила Задорнова. Известный сатирик выступит не только художественным руководителем постановки, но и сам выйдет на сцену в одной из ролей на премьере. А 17 апреля в столице состоится большой творческий вечер Михаила Николаевича.


В минувший уик–энд Задорнов посетил Русский театр и в эксклюзивном интервью «СБ» рассказал о том, что думает о литературе, о своих иллюзиях, с которыми пришлось расстаться.


— Мне самому захотелось позвонить в белорусский театр и предложить этот проект. Я сказал: «У меня есть рассказы, может, поставите их? Жалко, что пропадают». Было приятно, что руководство театра и ваше Министерство культуры на это согласились. Я думаю, потому что в Беларуси люди заинтересованы в искусстве, а не в маркетинге. Я уже видел репетиции, видел, как зажглись молодые актеры, у них глаза загорелись. Почему не предлагал этот материал московским театрам? А потому, что в Москве он никого бы не заинтересовал. В моей пьесе нет ни чернухи, ни порнухи, ни криминала — всего того, что делает сейчас кассу.


— В одном из интервью вы обмолвились, что мечтаете о даче на Браславских озерах.


— Нет, меня, как обычно, немножко переврали. Я мечтаю не о даче, а о том, чтобы поехать туда поработать в какой–нибудь санаторий или на турбазу. Но так много дел оказалось в этом году, что так и не выбрался. Может, мечта так и должна оставаться мечтой?


— В чем отличие российского и белорусского культурного контекста?


— Вы еще думаете о духовности. У вас построена библиотека. Казалось бы, зачем она в наше время, когда есть интернет, флэшки и цифровые носители. Но я рад, что у вас построена такая солидная библиотека. Потому что книга — это уют, энергия и спокойствие, а цифровые носители — это суета. Когда ты читаешь на цифровых носителях, ты находишься в суете. И совсем другое, когда читаешь книгу под лампой, в библиотечном зале. Ты еще книгу не открыл, а энергия от нее уже пошла. И тебе уже хорошо. Так что информацию я храню на флэшках, а истинное искусство нахожу в книгах.


— Вы активный пользователь ЖЖ, социальных сетей. Это благо нашего времени?


— Для меня — да. Например, я съездил на остров Рюген и рассказал о том, что славяне были в тех местах еще до прихода немцев. Немцы почему–то спокойно к этому отнеслись, а наши сказали, что я все придумал. А там еще до Германии стояли славянские капища. Я об этом написал. А где опубликовать? В газетах не хотят, потому что никто не заинтересован, это же не «желтуха» какая–нибудь. А ЖЖ для этого замечательная площадка.


Я поместил статью, и на следующий день в моем блоге оставили комментарии тысячи пользователей. Как я могу пренебрегать таким ресурсом? Френдов у меня 18.000, читают, значит, где–то тысяч 50. Пусть кто–то противостоит блогосфере, а я спокойно к этому отношусь.


— Сейчас принято критиковать «нулевые», вроде как прошедшее десятилетие не принесло того, о чем мечталось на заре 90–х.


— Да, вроде как все обнулилось... А знаете почему? Потому что западная демократия насквозь фальшива. Это власть торгашей. В Древнем Египте, Риме и Греции всегда были рабы. Они подчинялись, но их надо было содержать. И мысль торгашей была нацелена на решение одной задачи: как изобрести такую форму общества, в котором бы содержание рабов подешевело и в идеале они стали бы содержать себя сами. Такую форму нашли — демократия называется. Рабы добровольно выбирают себе рабовладельца и думают, что они свободны. Сами себя содержат, еще и взносы в виде налогов в казну платят. Замечательная идея — создать рабовладельческое торгашеское общество.


Я в демократии не просто разочаровался, я враг этого лицемерия, когда большинство определяет, как обществу развиваться. А я знаю по себе: чем больше зал, тем тупее реакция.


— А ваш зритель изменился за последнее время?


— Мой — да. Очень много молодежи стало приходить на концерты. Есть мысли, которые нужно успеть донести молодым, потому что мое поколение со мной во многом не соглашается. Оно отформатировано, у него рамочное мышление. А у многих молодых свежий, чистый, ничем не замутненный взгляд.


— Вы разочаровались в демократии и к чему пришли? Если пофантазировать — каков идеальный тип государственного устройства для наших широт?


— Ну, пофантазировать я могу... Вы знаете, кто первым у славян стал осваивать первые настоящие формы демократии? Иван Грозный. Он организовал земство и открыл сельские школы. И выгнал торгашей за пределы России. Поэтому его сегодня называют извергом и Грозным. А народ его называл великим. Он казнил 4 тысячи человек, в то время как Елизавета I в Англии казнила 80 тысяч, а Карл I только за одну ночь — 30 тысяч. Но они не грозные, им памятники стоят, а он у нас — Грозный. Потому что те потакали торгашам, а он был против.


Конечно, в обществе торговцы должны быть. Иначе колготки из Польши не попадут в Магадан. Но они не должны определять политику, стратегию, развитие и многонациональную идею государства. В России много национальностей, поэтому нельзя говорить о национальной идее, только об интернациональной. А что это такое? Это земство, которое как раз и организовал Иван Грозный. Мне кажется, его идеи вполне можно положить в основу теории создания новой системы управления.


Она основывается на том, что врачи будут выбирать в орган управления врачей, а учителя — учителей. Они будут судить человека по делам, а не по лозунгам. А кто знает лучше твои дела, как не коллеги. Вот такая простейшая, прозрачная система. Но она невозможна сегодня, потому что при ней отпадает необходимость в партиях.


В советское время хотя бы видимость суда была. Сегодня в России нет суда: убивают сразу, если лишаешь кого–то денег. У вас не так. У меня ощущение, что всевышние силы хранят в Беларуси знания, которые потеряны во всех бывших республиках Советского Союза. Это великая задача — хоть что–то сохранить. Тот же театр, которому государство дает деньги. Бесплатное образование. Поэтому для меня Беларусь — оберег России, а небо — оберег Беларуси.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter