Источник: Знамя юности
Знамя юности

Здоровье, семья и любовь. Социолог рассказал о ценностях белорусской молодежи

Ну и молодежь пошла

В преддверии Дня молодежи и студенчества, который отмечается в последнее воскресенье июня, мы решили подискутировать о том, какое оно – нынешнее молодое поколение. Что важно для парней и девушек, рожденных в 1990–2000-х? К чему они стремятся в жизни? Разделяют ли идеалы своих родителей? Чтобы составить портрет молодого белоруса, обратились к заместителю директора по научной и инновационной работе Института социологии Национальной академии наук Беларуси кандидату социологических наук Николаю Сухотскому.


– Те, кто вырос в советское время, часто любят вздыхать: «А вот мы в наши годы...» Очевидно, сравнение не в пользу молодых. Каковы основные жизненные стратегии и установки зумеров? Каких ценностей они придерживаются?

– Важнейшая устойчивая характеристика молодого поколения – это жизнерадостность. В целом молодежи присущи оптимистичные ожидания и позитивное социальное самочувствие. Подавляющее большинство парней и девушек устраивает их жизнь. Однако их принципы все более отделяются от идеалов, сформированных в советский период, и включают в себя ценности индивидуализма, свойственные рыночной социально-экономической системе. На первый план выходят материальные ценности, деловые качества и положение в обществе. Мерилом жизненного успеха считается финансовое благополучие, возможность покупать то, что хочется и нравится, распоряжаться собственным имуществом, свободно выбирать род занятий и место жительства. Среди своих главных качеств участники опроса, проведенного в 2022 году, выделили дисциплини­рованность, ответственность, чувство юмора, доброту, отзывчивость, уважение к окружающим людям, трудолюбие. Любопытно, что предприимчивость, организованность и способность к самоограничению назвало не так много респондентов. При этом молодежь во многих опросах, которые проводились ранее, часто говорила о том, что открыть свое дело – одно из главных стремлений. Как видим, реальность (отсутствие предприимчивости) и желания (свой бизнес) не всегда совпадают. Кроме того, весной 2023-го в ходе опроса выяснилось, что 
наиболее важными считаются три ценности: здоровье (75,4 процента), семья (61,6) и любовь (52,6). 
Среди прочих приоритетов – материально обеспеченная жизнь (49,5 процента), дети (47,4), интересная профессия, работа (43,4), дружба (41,8). Как заметное социальное явление в молодежной среде отмечаем постепенное снижение религиозности. Да, есть безусловное уважение к Церкви и чужим убеждениям, но в целом молодежь малорелигиозна. Еще один интересный вывод, к которому мы пришли: несмотря на популярность блогеров, белорусской молодежи не свойственно стремление к известности. 

– Присущий молодым людям прагматизм влияет на выбор профессии?

– Длительный контракт, который их родители расценивают как благо, не кажется им чем-то привлекательным. Тинейджеры смотрят на более краткосрочную перспективу – год или два. 
Не хотят долго выстраивать карьеру, дожидаться новой должности, поработав определенное время. 
Их такой подход во многом не устраивает. Это обусловлено изменением восприятия самого понятия «работа». Для них она связана с самореализацией, интересом, удовлетворением потребностей, в том числе материальных. Они лучше ориентируются на рынке труда, чем их родители, и понимают, какие профессии востребованы сейчас либо станут таковыми в скором времени. Ценность высшего образования по-прежнему значительна. Но молодежь понимает, что в мире сейчас тренд на lifelong learning – образование через всю жизнь: мало получить диплом – нужно постоянно совершенствовать свои компетенции, развивать эмоциональный интеллект и так называемые soft skills. Очень многие рассматривают для себя возможность удаленной работы: интерес к фрилансу растет с каждым годом. Три года назад социологи Академии управления при Президенте проводили ресубликанское исследование среди молодежи, в ходе которого выяснилось, что в качестве главного условия, определяющего выбор работы, большинство респондентов (79 процентов) считают размер заработной платы. Гораздо меньше внимания уделяют другим факторам: например, за хорошие условия и режим труда высказались 55 процентов опрошенных. Это говорит о том, что у молодого поколения сложилось восприятие реальности, в котором культивируется ставка на успех и достаток. Но это нельзя рассматривать как нечто негативное. В своем большинстве молодежь стремится не к накопительству, а к финансовой независимости и возможностям: путешествиям, образованию и развлечениям.


– Какие направления в приоритете? 

– Сохраняется популярность IT-специальностей. Не сдают позиции экономисты и юристы. Также в топе врачи. Блогинг не будет доминировать как профессия: при доступных возможностях входа (достаточно всего лишь смартфона и лампы) в этой сфере крайне высокая конкуренция. И молодежь это понимает. 
Сфера услуг вполне может стать интересной для некоторых юношей и девушек. 
Если раньше зарабатывать на маникюре считалось чем-то малопривлекательным, то теперь сфера услуг динамично развивается. Парни и девушки идут трудиться мастерами по маникюру, доставщиками еды или таксистами, потому что у них это хорошо получается, иногда в качестве подработки. К сожалению, большинство белорусской молодежи не стремится связать свою жизнь с научной сферой: профессия ученого не входит в топ предпочтений молодого поколения. Хотя не думаю, что в других странах тенденция обратная, так как ученый – это особое призвание и путь не для большинства людей. 

– Молодых часто упрекают в том, что они много времени проводят в интернете и оторваны от реальной жизни…

– Действительно, традиционное «офлайновое» общение нужно культивировать, потому что для молодых это возможность накопления социального капитала, поиска друзей, установления взаимоотношений между полами. Все это можно сделать только вживую. Если не уделять внимания, мы придем к тому же, что и Япония, где парни и девушки все более атомизируются, выбирают социальную изоляцию (хикикомори). Плюс цифровизации в том, что мы многое можем сделать в интернете: записаться к врачу, по видеосвязи послушать лекцию, получить консуль­тацию психолога, заниматься фитнесом. Некоторые даже строят дома по видеоурокам. Нынешнее молодое поколение благодаря интернету больше может знать о мире, чем их родители. Опрос, проведенный в декабре 2022-го – январе 2023-го, показал, что 94,5 процента молодежи пользуются интернетом ежедневно. Большинство (95,9 процента) берут для этих целей смартфон, 33,3 процента – ноутбук, 22,1 процента – стационарный компьютер, 10,5 процента – планшет. Среди наиболее популярных соцсетей респонденты выделили Instagram (60,9 процента), «ВКонтакте» (53,1), TikTok (32), YouTube (28,4). Среди мессенджеров чаще всего используют Viber (61,9 процента), Telegram (55,2 процента), а также и WhatsApp (14,9 процента). Большая часть предпочитает развлекательный контент (45,6 процента), новостной (25 процентов) и учебно-образовательный (18,6 процента). Главными характеристиками информации из интернет-источников считают достоверность, актуальность и содержательность. 

– Наши мамы и папы не откладывали вступление в брак в долгий ящик. А как обстоят дела сейчас?

– Напомню, семья входит в топ ценностей молодежи, но дети – не на первых местах. Еще в 2018 году Национальный статистический комитет приводил данные, согласно которым белорусские мужчины созревают для женитьбы к 28 годам, а девушки впервые выходят замуж в возрасте 26 лет. Мы давно отмечаем сдвиг в сторону повышения возраста вступления в брак. 
Молодые люди хотят сначала получить образование, встать на ноги и пожить для себя. 
Если заключили брак, не спешат заводить детей, следуя общемировому тренду на отложенное родительство. При этом решающий фактор для создания семьи у белорусской молодежи – романтический. Это любовь и ощущение счастья, возможность жить с избранным спутником. Реже называют желание иметь детей, личный материальный достаток, доход партнера. Брак по расчету не рассматривают как средство достижения успеха. По данным опросов среди молодежи, идеальная семья – это родители и двое детей. Так, в апреле 2023 года доминантное большинство (42,6 процента) высказались, что хотят иметь двух детей, и лишь 0,8 процента – за четыре ребенка и более. 

derzhanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter