Ноябрьский дивертисмент. Тремя знаковыми событиями был отмечен ХVІІ Минский международный кинофестиваль «Лістапад».

Наконец белорусский зритель увидел долгожданную российско-белорусскую ленту «Брестская крепость», впервые фильмом «Масакра» заявило о себе белорусское авторское кино, а российский внеконкурсный фильм «Овсянки» вернул важнейшему из искусств его первоначальное значение.

Союзная премьера

Первыми «Брестскую крепость» смотрели оставшиеся в живых ее защитники и жители Бреста ночью 22 июня 2010 года. Союзная премьера (почти как всесоюзная когда-то) состоялась в Москве и Минске почти одновременно. В белорусской столице – как фильм открытия ХVІІ Минского международного кинофестиваля «Лістапад». Этот факт особо отметил Игорь Угольников – актер и режиссер, генеральный продюсер кинофильма «Брестская крепость» и председатель телерадиокомпании «Мир». И еще он подчеркнул, что совместную работу кинематографистов России и Беларуси поддержали главы обоих государств, пожелавшие, чтобы ленту увидело как можно больше молодежи.
Фильм – хороший пример сотрудничества кинематографистов в одной российско-белорусской группе: сотрудничества продюсеров, сценаристов, киностудий...    
Игорь Угольников рассказал, как занятые в фильме актеры приезжали в Брест, чтобы подышать воздухом крепости, побродить по ее бастионам, как много они читали о войне, а потому лента наполнена мыслью и памятью. Собственно, ради памяти и снималось это кино. Той памяти, которая не дает белорусам и россиянам разойтись по автономным квартирам, заперев наглухо ворота-границы. О памяти, только на генном уровне, и песня Леонида Агутина, поп-певца, так органично вписавшегося в контекст совсем не попсового кино.
А еще Угольников специально не отдал «Брестскую крепость» в фестивальный конкурс игрового кино. Эта очень зрелищная лента, убежден он, призвана будить – память, верность, любовь, патриотизм, если хотите. Кстати, только за два дня прокатной жизни в России фильм «Брестская крепость» принес 2 млн долларов.
На закрытии фестиваля актеру Андрею Мерзликину, сыгравшему одну из главных ролей в фильме «Брестская крепость» вручен приз «Вместе» Постоянного комитета Союзного государства.

Художественный эксперимент

Так сказал о своем детище режиссер Андрей Кудиненко, ученик знаменитого Виктора Турова, поработавший и в России, призер международных кинофестивалей. Жанр ленты, конечно, мистический триллер, но Кудиненко называет его «бульбахоррор». Материал для этого нового и странного жанра – старобелорусские легенды и проза Проспера Мериме. Коротко сюжет можно изложить так: в загадочное имение графа Владимира Пазуркевича прибывает Николай Казанцев – молодой человек, намеревавшийся учиться изобразительному искусству в Италии, однако из-за отсутствия средств рискнувший на авантюру. Он представляется профессором, делает вид, что изучает обширную библиотеку графа, а сам приударяет за его невестой, красавицей Анной. И вот тут начинается мистическая и жуткая история, в которой граф оказывается медведем-оборотнем...
«Наша творческая группа ставила задачей создать национальный хит, – говорит Андрей Кудиненко. – Современный, актуальный, интересный людям любого возраста, особенно молодежи. Получился микс из триллера и мелодрамы, из мистики и ужасов». Не забыли авторы и об эротике, и о том, что достаточное количество самоиронии только добавляет ленте вкуса. Бюджет в 5 млрд белорусский рублей, съемки на прекрасной белорусской натуре  в бывшем графском имении, созвездие молодых российских актеров – от Миллера до Сыркиной, музыка белорусского композитора-авангардиста Олега Ходоско. Ну чем опять не белорусско-российская лента! Но Кудиненко, один из белорусских режиссеров, вернувшихся в Беларусь, чтобы делать свое кино, настаивает на национальном хите и утверждает, что для подобных лент в Беларуси невероятно много исторического и мистического материала.
Фестиваль нынче был заявлен как авторский, под таким же грифом участвовал в конкурсе и фильм Андрея Кудиненко, пока оставшийся без наград. Но режиссер не унывает: он хотел вернуться к традициям прекрасного и умного кино 70-х годов прошлого века. И, кажется, ему это удалось.

Тайна серых птичек

Панорама российского кино была невероятно пестрой и насыщенной. «Человек у окна» Месхиева, «Кочегар» Балабанова, «Рябиновый вальс» Семеновой и Смирнова, «Смерть в пенсне, или Наш Чехов» Чернаковой – это все внеконкурсные ленты. Да еще конкурсные «Перемирие» Светланы Проскуриной, «Другое небо» Дмитрия Мамулия, «Обратное движение» Андрея Стемпковского. (Приз увез только российский документалист Евгений Соломин, чей фильм «Глубинка 35х45» был назван лучшим в конкурсе неигрового кино.)
Привезла свои «Пестрые сумерки» как раз накануне своего 75-го дня рождения народная артистка Людмила Гурченко. И даже всегда критично настроенные критики растаяли. Так проста, открыта, доступна и доверчива была эта невероятная женщина, впервые попробовавшая режиссерского хлеба. Так много рассказывала она об истории слепого музыканта, которому и посвятили эту ленту. О том, как собирался актерский ансамбль из Гурченко – Ильина – Ширвиндта... Как писалась ею музыка к самиздатовским, подаренным во всех концах страны стихотворным строчкам... Гурченко пела вживую, а ее фильм был так полон любви и покаяния...
Собственно, Гурченко начала, а Алексей Федорченко со своими «Овсянками» продолжил разговор о любви. Хотя организаторы фестиваля нынче озвучили устами его программного директора Игоря Сукманова идеологию фестиваля так: уйти от кино как от средства развлечения, воспитывать душу и вкус. Спорный вопрос, конечно, о возможности воспитывать массы посредством авторского, другого кино. Да и жизнь, фестивальная в том числе, рушит многие планы. «Овсянки» вернули нам не просто кино о самом главном – любви и смерти, они вернули нам искусство кино. Дали возможность взглянуть на экранное действо как на предмет искусства. Антон Долин, автор «Эсперт-Украина», назвал «Овсянки» «народным снадобьем, возвращающим память об основных задачах кино». Именно за это, убежден он, фильм отобрали на Венецианский фестиваль, где он чуть не повторил судьбу «Возвращения» Звягинцева. А сюжет прост как мир: директор бумажно-целлюлозного комбината едет хоронить жену в те места, где они когда-то проводили медовый месяц. И всю дорогу рассказывает трогательную историю своей любви и жизни едущему с ним фото-графу. Серые же птички овсянки в этом лирическом повествовании – лишь напоминание, что тайну любви и смерти, как и их тайну, не дано разгадать никому.
А золото «Лістапада» отдали украинско-немецко-нидерландскому фильму «Счастье мое». Так решило профессиональное жюри во главе с литовским режиссером Шарунасом Бартасом. Фестиваль поменял формат: теперь не зрители выбирают победителя. Им оставили только «Приз зрительских симпатий», который был отдан венесуэльскому фильму «Брат», участвовавшему в конкурсе молодого кино. Эта лента Марселя Раскина удостоена специального приза «За гуманизм и духовность в кино», учрежденного Президентом Беларуси Александром Лукашенко,  была лидером зрительских симпатий всю фестивальную неделю. И приз имени Виктора Турова «За лучший дебют»  получило молодое южноамериканское кино – перуанский фильм «Октябрь» братьев Вега.

На фестиваль в Минск пожаловал знаменитый сербский музыкант и режиссер Эмир Кустурица, известный во всем мире кинолентами «Время цыган», «Папа в командировке», «Андеграунд», «Черная кошка, белый кот», «Жизнь как чудо», «Завет», отмеченный наградами крупнейших кинофестивалей Европы, в том числе двумя «Золотыми пальмовыми ветвями» Каннского фестиваля. В Минске к этому славному перечню добавилась и главная награда международного кинофестиваля «Лістапад» – специальный приз главы белорусского государства «За сохранение и развитие традиций духовности в киноискусстве». Так как на церемонию открытия известный режиссер не успел (прилетел на день позже на частном самолете), приз ему Президент Беларуси Александр Лукашенко вручил лично в своей резиденции.
Рассказывая журналистам об этой встрече, Эмир Кустурица назвал ее очень приятной: «Я помню Александра Лукашенко еще с тех времен, когда он поддержал наш народ во время бомбежек. Это была встреча с очень сильным человеком. Может, кому-то это и не нравится. А мне импонирует оригинальность Беларуси».
Среди Vip-персон минского кинофестиваля были народная артистка СССР Людмила Гурченко, итальянская кинодива Орнелла Мути, грузинский артист, певец и сценарист Вахтанг Кикабидзе, украинский актер театра и кино Богдан Ступка, французский певец и актер Луи Ронан Шуази.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter