Новый взгляд — прежние традиции.

Будет ли система предоставления государственного арендного жилья способствовать появлению второго ребенка в семье? И приживется ли в наших широтах американо-европейский феминизм?

На эти и другие вопросы читателей “НГ” отвечает председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию, сопредседатель Белорусского союза женщин Антонина МОРОВА.
(Окончание. Начало в № “НГ” за 29.10.2011.)

— Добрый день, Антонина Петровна! Беспокоит вас Светлана Дягтерева из Кобрина. Все пытаюсь постичь простую арифметику: мы изо всех сил стараемся поддерживать многодетные семьи, говорим о том, что нашим женщинам нужно рожать чуть ли не сразу троих детей, а лучше вообще пятерых. Тогда им и квартира, и машина, и дача впридачу. Ну, это я образно... А между тем вычитала в “Народной газете” статистику: в нашей стране всего пять процентов многодетных семей, а 66 процентов — воспитывают только одного ребенка. О какой многодетности тут говорить? Перескакиваем из вторника в пятницу... Надо стимулировать родителей рожать для начала хотя бы второго! И первостепенным вопросом здесь является решение жилищных проблем и для этих семей. Что будет предприниматься государством в этом направлении?

— Светлана, я с вами согласна. В сложившейся ситуации, когда коэффициент рождаемости составляет 1,49, нужно стимулировать рождение и второго ребенка. И акценты здесь уже начали расставляться. В частности, увеличено семейное пособие при рождении второго ребенка. Что касается жилья, то, конечно, сегодня нельзя забывать о тех, кто сознательно не идет на вторую беременность из-за нерешенного жилищного вопроса. Сейчас активно обсуждаются различные варианты новых подходов к финансированию жилищного строительства. Система льготного кредитования сохраняется, но она будет работать по-другому. Большое значение сейчас придается таким перспективным формам жилищного строительства, как ипотека, система стройсбережений, арендное жилье. Чтобы не было путаницы с коммерческим съемом квартир, уточню: государственная аренда жилья будет предполагать более низкие расценки. Многие страны, в том числе Швеция, Канада, не пошли по пути кредитования населения при строительстве квартир, а стали внедрять систему арендных отношений, т.е. по существу продается не квартира, а ее аренда. Есть семья — мама, папа, сын или дочка. Они арендуют у государства, условно говоря, двухкомнатную квартиру. Рождается второй ребенок — перебираются в квартиру большей площади и платят за аренду этой квартиры. Решили дети разъехаться с родителями — и те, и другие могут сменить свою трехкомнатную на две однокомнатные. Думаю, подобный подход к делу не только поможет белорусским семьям в вопросах жилья, но и частично решит проблему пустующих сегодня новостроек.

— Современная наука не имеет теории, указывающей пути выхода белорусской нации из демографического кризиса. Стоило ли в таком случае разрабатывать и принимать национальную программу демографической безопасности? Ведь интуитивно проблему не решить. Если не ошибаюсь, льготное кредитование молодых семей при строительстве жилья появилось в том числе и с вашей подачи — для стимулирования рождаемости. А теперь его приходится сворачивать, поскольку в действительности это привело к снижению рождаемости...
Юрий, Минск

— Данные свидетельствуют о другом. Льготное кредитование молодых семей наряду с иными мерами в 2006—2010 годах привело к увеличению рождаемости. Жилье для семьи и для стимулирования рождения детей имеет первостепенное значение. Снижение рождаемости в 2011 году связано с другими причинами, прежде всего демографическими: уменьшением числа женщин фертильного возраста.

— Антонина Петровна, меня зовут Марк, звоню из Могилевской области. Скажите, с вашей точки зрения, приживется ли современный американо-европейский феминизм у нас в Беларуси? Мы ведь уже на всех углах кричим о гендерном равенстве. Так что недалеко и до матриархата! Спасибо.

— Уважаемый Марк, гендерное равноправие и феминизм — это разные понятия. Последний в современном мире значительно исказил свою первоначальную функцию — устранение дискриминации женщин. К примеру, американский анархист, сюрреалист и исследователь теории заговора Роберт Антон Уилсон в своей работе “Андрофобия” заявляет: если в некоторых феминистских сочинениях заменить слова “мужчина” и “женщина” на соответственно “чернокожие” и “белые”, то в результате эти произведения будут звучать как пропаганда расизма. Американский исследователь НЛО Роберт Шиффер считает, что, говоря о равноправии полов, феминистки современности тем не менее пропагандируют идеологию, в центре которой стоит женщина. Он пишет об этимологии и символике современного феминизма, утверждая, что феминистки неизменно уделяют повышенное внимание только тем вопросам, которые относятся к женщинам. По мнению Шиффера, такая подача материала заставляет последователей этой идеологии видеть мир лишь через призму женских проблем, тем самым искажая восприятие мира и вырабатывая стойкие предрассудки. Такую точку зрения, кстати, поддерживает целая группа людей. Не думаю, что подобное течение приживется в Беларуси. Менталитет не тот у наших женщин. Что же касается гендерного равноправия, то под ним подразумевается равноправие мужчин и женщин перед законом. Гендерное равноправие не следует путать с гендерным равенством, поскольку первое — лишь один из путей достижения второго. Гендерное равноправие требует создания правовых механизмов обеспечения гендерного равенства в конкретных ситуациях и правовой ответственности за его нарушение. Вот за это и парламент, и Белорусский союз женщин ратовали и будут ратовать!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter