Польские эксперты удовлетворены ходом реконструкции Старого замка в Гродно

Новый взгляд на старые стены

Реконструкция Старого замка в Гродно идет полным ходом. Финансирование ведется бесперебойно. Уже известна приблизительная дата окончания работ первой очереди — конец 2020 года. Нашим археологам, искусствоведам, архитекторам и проектировщикам приходится продираться через отсутствие достоверных исторических источников об этом объекте и постоянные сюрпризы, которые преподносит Замковая гора. Проект реставрации, как живой организм, чутко реагирует на находки. А его авторы готовы к новым открытиям, а значит — и к корректировкам в плане дальнейших действий. Для того чтобы подключить все возможные ресурсы в поисках исторической достоверности, вчера в Гродно прошла белорусско–польская рабочая встреча. Ее участниками стали представители министерств культуры обеих стран, искусствоведы, реставраторы и проектировщики.



— Каким чудом стоял этот замок? Рабочий же одной рукой разбирает целую стену по кирпичу! — не может сдержать эмоций профессор, искусствовед Института искусств Польской академии наук Мария Каламайска во время просмотра видеоролика о разборке кладки на въездных воротах замка. Действительно, работник в спецовке на экране без усилий один за другим буквально снимает кирпичи с ветхой стены. Чувствовалось, что польские эксперты обескуражены плачевным состоянием здания до момента начала его реставрации.



За все годы активного восстановления замка такая встреча произошла впервые. Западных соседей сюда привело беспокойство, вызванное периодически звучащими мнениями о якобы поверхностном подходе наших специалистов к возрождению культурной ценности. Неудивительно: Гродненский замок — это также часть и польской истории. Поэтому западные эксперты придирчиво оценили результат работы наших ученых и строителей, а также предложили свою помощь в поиске оптимальных конструктивных решений некоторых элементов старинных строений. Начальник управления по охране историко–культурного наследия Министерства культуры Аксана Смотренко выразила надежду, что польские коллеги, имеющие богатый опыт работы с историческими объектами, смогут гармонично дополнить результаты работы белорусских изыскателей:



— Мы обсуждаем наиболее ответственные нюансы, поэтому сегодня нами услышанное очень нужно и полезно. Эксперты, которые к нам приехали, обладают знаниями, в том числе и о материалах, имеющихся на территории Польши. Они еще изучат дополнительные аспекты и поделятся своими выводами с нашими специалистами. Старый замок в Гродно — очень сложный объект. Это связано с отсутствием достаточного объема достоверных исторических свидетельств. У нас проектирование скорее предположительное, математическое. Изучая остатки, которые сегодня видим, мы только предполагаем, как это могло бы быть.



Со стороны польских гостей звучало много острых вопросов. В первую очередь их интересовало: насколько бережно белорусские архитекторы относятся к аутентичным конструкциям ансамбля? Не заменяют ли их новыми материалами? Не переделывают ли заново то, что можно оставить в нетронутом виде? И они убедились: нынешняя реконструкция — это буквально спасательная операция для обветшавшей достопримечательности. И в Беларуси делают все для того, чтобы сохранить оригинальные элементы. Заведующий отделом Министерства культуры и национального наследия Польши Михал Михальски так видит свою миссию:

— Это замок Стефана Батория. Необыкновенно значимый объект в общей истории Беларуси и Польши. Поэтому работы, которые проводит здесь белорусская сторона, возбуждают огромный интерес в нашей стране. В министерство даже обращались парламентарии, которые заинтересованы в информации из первых уст. И вот мы здесь. Знакомимся с ходом работ, осматриваем замок, слушаем доводы реставраторов. Хочу отметить, что польская сторона очень охотно при необходимости включится в совместную работу. Мы рассчитываем на участие наших экспертов в различных консультациях.



Польские и белорусские специалисты договорились в ближайшее время обсудить спорный вопрос о форме деревянного купола над въездными воротами замка, который хорошо виден на гравюре Томаша Маковского «Гродно», датируемой концом XVI века. Западные искусствоведы настаивают на том, что круглая форма не совсем соответствует архитектурным канонам Ренессанса и почерку архитектора Санти Гуччи. Они готовы спорить и приводить альтернативные варианты, но необходимо некоторое время для того, чтобы собрать пакет убедительных аргументов.



В целом польские эксперты отметили, что реставрационные работы, выполнявшиеся белорусской стороной до этого времени, проводились обдуманно и бережно, с максимальным сохранением оригинальных элементов.

charovskaya@sb.by

Фото автора.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter