Реконструкция Старого замка в Гродно идет полным ходом. Финансирование ведется бесперебойно. Уже известна приблизительная дата окончания работ первой очереди — конец 2020 года. Нашим археологам, искусствоведам, архитекторам и проектировщикам приходится продираться через отсутствие достоверных исторических источников об этом объекте и постоянные сюрпризы, которые преподносит Замковая гора. Проект реставрации, как живой организм, чутко реагирует на находки. А его авторы готовы к новым открытиям, а значит — и к корректировкам в плане дальнейших действий. Для того чтобы подключить все возможные ресурсы в поисках исторической достоверности, вчера в Гродно прошла белорусско–польская рабочая встреча. Ее участниками стали представители министерств культуры обеих стран, искусствоведы, реставраторы и проектировщики.
— Каким чудом стоял этот замок? Рабочий же одной рукой разбирает целую стену по кирпичу! — не может сдержать эмоций профессор, искусствовед Института искусств Польской академии наук Мария Каламайска во время просмотра видеоролика о разборке кладки на въездных воротах замка. Действительно, работник в спецовке на экране без усилий один за другим буквально снимает кирпичи с ветхой стены. Чувствовалось, что польские эксперты обескуражены плачевным состоянием здания до момента начала его реставрации.
— Это замок Стефана Батория. Необыкновенно значимый объект в общей истории Беларуси и Польши. Поэтому работы, которые проводит здесь белорусская сторона, возбуждают огромный интерес в нашей стране. В министерство даже обращались парламентарии, которые заинтересованы в информации из первых уст. И вот мы здесь. Знакомимся с ходом работ, осматриваем замок, слушаем доводы реставраторов. Хочу отметить, что польская сторона очень охотно при необходимости включится в совместную работу. Мы рассчитываем на участие наших экспертов в различных консультациях.
Польские и белорусские специалисты договорились в ближайшее время обсудить спорный вопрос о форме деревянного купола над въездными воротами замка, который хорошо виден на гравюре Томаша Маковского «Гродно», датируемой концом XVI века. Западные искусствоведы настаивают на том, что круглая форма не совсем соответствует архитектурным канонам Ренессанса и почерку архитектора Санти Гуччи. Они готовы спорить и приводить альтернативные варианты, но необходимо некоторое время для того, чтобы собрать пакет убедительных аргументов.
В целом польские эксперты отметили, что реставрационные работы, выполнявшиеся белорусской стороной до этого времени, проводились обдуманно и бережно, с максимальным сохранением оригинальных элементов.
charovskaya@sb.by
Фото автора.