![](/upload/iblock/82a/82a5fac51748e7b63e7e071f72c6d0b7.jpg)
Малый класс беспилотников может запускаться с руки и осуществлять посадку с помощью парашюта, не требует инфраструктуры аэродромов. Беспилотники дешевле в обслуживании и эксплуатации. Все это очевидные плюсы. К слову, используя аппаратуру воздушной радиационной разведки на беспилотнике, можно провести мониторинг обширных территорий с замером уровня радиации, не подвергая опасности здоровье летного состава.
В то же время БАК — наукоемкая высокотехнологичная отрасль, требующая значительных финансовых вложений в научные исследования, математические алгоритмы, программное обеспечение, конструкторские разработки и производство. Мнения ряда экспертов таковы: объем мирового рынка БАК, комплексных решений и услуг к 2035 году составит более 200 млрд долларов. На этом динамичном рынке Беларусь занимает достойное место. Еще в 2016 году был создан Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов — головное предприятие в области беспилотного авиастроения НАН Беларуси.
![](/upload/iblock/7ed/7ed3d8b0edda0aa2b01fc4b428381f4a.jpg)
Учитывая меняющийся спрос заказчиков, мы постоянно ведем работу по усовершенствованию своих разработок. Так, на сегодня радиус применения беспилотников «Бусел» вырос с 20 до 70 км, увеличена продолжительность их полета с 1 до 2,5 часа. Разрабатываются новые оптические системы с высоким разрешением и увеличением, аналоговые каналы связи заменяются на цифровые. В итоге несравнимо возрастает качество передаваемого на землю видеоизображения наблюдаемых объектов.
В последнее время интерес зарубежных заказчиков вызывает новый комплекс с беспилотным летательным аппаратом «Буревестник» весом до 300 кг и радиусом действия 300 км и более. Его возможно оснастить различными целевыми нагрузками общим весом до 60 кг. По сути, он многофункционален. И сейчас по контрактам с рядом партнеров разрабатываются 3 варианта его модификации.
С учетом острой конкуренции на мировом рынке НПЦ многофункциональных беспилотных комплексов НАН Беларуси определил стратегию — максимально локализовать на своей базе производство не только БЛА, но и их основных элементов, а также наземной части производимых комплексов. Здесь создают оптические системы с камерами высокого разрешения на гиростабилизированных платформах с алгоритмами автосопровождения и определения координат наблюдаемого объекта, также наземные пункты управления, автопилоты, тренажеры для подготовки операторов, катапульты и другое. Все это сложные технологические изделия.
![](/upload/iblock/1c7/1c77b369433be3b3930ff29124bfc116.jpg)
Предприятие участвует в международных специализированных выставках, представляя работу своей техники в реальных полетах.
— Так, 2 года назад в рамках крупнейшей международной выставки беспилотников UMEX-2018 в ОАЭ, которая объединила свыше 120 экспонентов из 34 стран мира, для демонстрации официальным делегациям были отобраны всего три типа беспилотных летательных аппаратов — MQ-1 Predator из США, австрийский беспилотный вертолет Comcopter S-100 и БЛА «Бусел М40», — подчеркивает Юрий Францевич.
— Участие в таких форумах и успешный опыт эксплуатации нашей техники зарубежными партнерами укрепляют имидж Беларуси в этой высокотехнологичной сфере. Обеспечивается приток в страну валютных средств, которые направляются на последующее совершенствование и развитие продукции предприятия.
Она, к слову, уже представлена в странах СНГ, Средней Азии, Персидского залива, Азиатско-Тихоокеанского региона.
Особый предмет гордости специалистов центра — это и программные продукты, которые обеспечивают надежное управление беспилотным летательным аппаратом по заданной траектории в автоматическом режиме. Постоянно появляются новые конструкции планеров, стендовое оборудование и тренажеры. На сегодня самые популярные, коммерчески успешные изделия — БЛА малого радиуса действия «Бусел М50», БЛА среднего радиуса действия «Буревестник», тренажеры для подготовки операторов беспилотников, которыми, к слову, оснащены учебные классы Белорусской государственной академии авиации.
За прошедшие четыре года ассортимент продукции предприятия увеличился практически вдвое. Главным образом за счет создания изделий, в том числе специального назначения, по техническим заданиям заказчиков.
— Беспилотная авиация — отрасль с высочайшей конкуренцией. Здесь если ты остановился на месте, значит, уже отстал, — подчеркивает Юрий Францевич. — Поэтому мы используем современные инструменты бизнес-планирования, изучаем тенденции рынка. Задача на ближайшую перспективу — создание нового типа гибридного БЛА, выполненного по самолетной схеме с вертикальным взлетом-посадкой. Конструкторские и технологические наработки для этого уже есть.