Новый порядок вещей

У календаря «Художники Беларуси», возникшего из идеи Владимира Цеслера показать многообразие национального искусства, есть два больших минуса...

У календаря «Художники Беларуси», возникшего из идеи Владимира Цеслера показать многообразие национального искусства, есть два больших минуса. Во–первых, тираж. Всего 500 экземпляров — и уже появляется повод для ажиотажа среди коллекционеров, всем прочим оставляющий крайне призрачный шанс украсить место обитания подобным арт–объектом. Во–вторых, подчеркнуто утилитарное предназначение — как и большинство стандартных календарей, этот также невечен.


Но не отправлять же в чулан такое роскошное собрание репродукций, даже с «истекшим сроком годности»?


И то и другое, как утверждает Владимир, сделано намеренно. Мол, любая массовость автоматически снижает ценность чего бы то ни было, причем в первую очередь — нематериальную. И «вписать» традиционную календарную сетку в свои произведения так, чтобы ни у кого не возникло соблазна ее отрезать (тем самым продлив жизнь календарю), Цеслер предложил участникам проекта сам. Поскольку очень надеется на продолжение этой истории.


А началось все с того, что один из белорусских банков предложил ему представить свое творчество еще и в календаре. Цеслер же, знающий не только на личном опыте, как непросто искусству пробиться к публике, предложил банку свою идею: презентовать сразу 12 художников, и чтобы каждый сам решал, как будет выглядеть «его» страничка. «Просто захотелось показать, какое искусство у нас есть», — так поясняет он свой замысел. Кроме Владимира Цеслера, героями первого календаря «Художники Беларуси» стали Игорь Корзун, Руслан Вашкевич, Зоя Луцевич, Анна Балаш, Ольга Сазыкина, Дмитрий Суринович, Александр Ксендзов, Александр Некрашевич, Зоя Литвинова. А также Вячеслав Дубинка и Иван Дмухайло, увы, не дожившие до воплощения этой затеи в реальность. Каждому достался свой месяц — в зависимости от даты рождения. Нашлось место и для творческих биографий участников проекта.


— Владимир Цеслер проявил себя здесь именно как современный художник, — замечает Руслан Вашкевич. — Время индивидуального жеста проходит. Коллективное же выступление художников на страницах календаря — сильный ход.


Банк, благодаря поддержке которого был реализован этот арт–проект, заверяет, что готов и дальше пропагандировать наших художников таким «календарно–творческим» методом. Возможно, темой одного из будущих календарей станет даже искусство соотечественников, прославившихся за пределами Беларуси... Но примечательнее другое. Похоже, национальное искусство наконец–то начинает жить по еще новому для него, но действительно современному календарю. Теперь и у нас бизнесмены все чаще сами инициируют арт–проекты, не опасаясь поддерживать даже неоднозначные молодежные выставки, как это вышло, например, с весьма вызывающим проектом галереи «Ў» «Картина маслом»... Кстати, в свое время деятельность этой галереи также началась с финансовой поддержки частного банка. И будущий год с новым календарем весьма обнадеживает.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter