Новый экономический порядок?

О саммите Азия — Европа

В прошедшие выходные в Пекин на саммит Азия — Европа собрались лидеры 45 государств, на которые приходится 60% мировой экономики. То, о чем говорили многие политики и экономисты, становится реальностью. Причем реальностью, которая может оказаться не по вкусу недавним законодателям финансовой, экономической и политической моды — Соединенным Штатам. Но кредит доверия к ним подорван (пока неокончательно, но все же...) и голос их (а уж тем более окрик) слабеет. Пусть и не так быстро, как хотелось бы многим. Прямо на наших глазах доллар перестает быть единственной любимой валютой всех стран и народов, а раз есть альтернатива доллару, то и страна, его печатающая, теряет ореол исключительности?


Уверенность, сотрудничество и ответственность — так звучит пекинский рецепт выхода из мирового финансового кризиса. О том, что означают ингредиенты этого лекарства, рассказал премьер–министр Госсовета КНР и председатель саммита Азия — Европа Вэнь Цзябао. Уверенность — это вера людей в преодоление кризиса. Она возникнет, когда все страны (развитые в первую очередь) примут решительные меры по стабилизации своих финансовых рынков.


Другой источник силы — межгосударственное сотрудничество: без него из кризиса не выкарабкаться. Огромное значение приобретает и ответственность: она нужна для нейтрализации и предотвращения рисков, чтобы не допустить негативного воздействия финансового кризиса на реальный сектор экономики (что на самом деле уже происходит).


В Пекине говорили о том, что назрела острая необходимость реформирования международной монетарной и финансовой системы: развивающиеся страны должны принимать более активное участие в деятельности глобальных организаций, к их мнению необходимо прислушиваться более внимательно. Вэнь Цзябао так говорил о новых правилах: «Этот кризис выявил недостатки существующей международной финансовой системы. Международное сообщество требует реформ и установления честной и эффективной финансовой системы».


Честность из понятия морального превращается в экономическое, и это не самая плохая новость для всех нас. Потому что на саммите говорили не только о финансовом кризисе (хотя о нем, конечно, в первую очередь), но и о других глобальных проблемах. Обсуждали вопросы обеспечения продовольственной безопасности, сотрудничества по оказанию помощи в случае стихийных бедствий, устойчивого развития и углубления межкультурного диалога. Подчеркивали то, что финансовый кризис не должен стать предлогом для отодвигания на второй (а то и на третий) план вопросов изменения климата. Нужно быть честными с самими собой и друг с другом: в мире, который (теперь это видно даже самым большим скептикам) так тесно взаимосвязан и действует как единый организм, болезнь любого органа чревата коллапсом всей системы.


Раньше говорили, что когда чихают Соединенные Штаты, весь мир спешит в аптеку за лекарством. Это действительно так: американцы стали меньше тратить — в Китае закрываются фабрики. Новый экономический порядок для того и нужен, чтобы в мировой аптеке было больше средств для укрепления иммунитета, потому как любое хирургическое вмешательство всегда чревато осложнениями. Значит, пора договариваться и вырабатывать новые правила мировой экономической игры. Саммит в Пекине на этом пути не первый, но очень важный шаг.


Кстати, собравшиеся там почти в полном составе европейские лидеры как–то и не обратили внимания на заявление духовного лидера Тибета далай–ламы, заявившего об отказе от попыток добиться большей автономии от Китая. Выступая перед своими сторонниками, далай–лама объяснил это решение отсутствием положительного ответа со стороны Пекина. Хотя каким должен быть ответ, если позиция руководства КНР и так предельно ясна: Тибет является частью Китая в течение многих веков...


И вопросов на саммите Европа — Азия китайцам на эту тему больше не задавали. Что и понятно — столкнувшись с реальной проблемой финансового кризиса, мировые лидеры приехали в Пекин не с вопросами, а за ответами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter