Даже самая совершенная техника иногда выходит из строя. Особенно если пользуются ею многие и не всегда бережно. Так случилось и с домофонной системой дома № 37 микрорайона Молодежный в Костюковичах.

— А потом нам прислали предложение ООО «Строймир восток»: гарантийный срок эксплуатации домофона истек, к тому же он устарел, запчасти для ремонта не выпускаются, но фирма готова заменить систему на более современную. При этом было указано, что оплачивать ничего не надо, — вспоминает Евгений Хруцкий. — А позже по квартирам прошлась представитель компании, которая записала, кому и сколько нужно электронных ключей. Оказалось, что чипы платные: каждый стоит 40 тысяч рублей.
Жильцам сообщили и новый электронный код доступа. Правда, предупредили, что он временный — всего лишь на неделю, а дальше будет меняться. Потом пришла квитанция за обслуживание домофонной системы — на 11 тысяч рублей за месяц. Оплату следовало внести до 25-го числа текущего месяца. Пенсионер недоумевает: «Получается, что теперь, не заплатив эту сумму, и в собственную квартиру не попадешь?»
Начальник Костюковичского ЖЭУ Алина Пивченко уточнила: всего в райцентре на кодовые замки закрыты полсотни домов. Меньшая их часть — на механические запоры, за которые отвечает местная коммунальная служба. Остальные находятся на обслуживании климовичского филиала «Строймир востока». «Договоры, — пояснила Алина Владимировна, — составляются по желанию самих жильцов. Насильно никого не принуждают».
Правда, сам Евгений Сергеевич этот факт отрицает напрочь. Расписался, говорит, только за оплату и получение двух чипов. Но разговор-то ведь совсем о другом! Лилия Гулак из 42-й квартиры тоже говорит, что договор ни она, ни ее дочь, которая живет в этом же доме, со «Строймир востоком» не заключали. И если им с мужем квитанция об абонентской плате за обслуживание домофона не приходила, то семья дочери ее получила. И последние как законопослушные граждане на всякий случай решили ее оплатить, чтобы не раскошеливаться потом еще и на пеню. Однако сомнение осталось: имеет ли смысл каждый месяц перечислять фирме деньги? Хозяйка рассуждает: «Если случится поломка, можно ведь мастера вызвать — как, допустим, того же сантехника. И рассчитаться с ним сразу за конкретно выполненные работы».
Замначальника управления жилищно-коммунального хозяйства Могилевского облисполкома Дмитрий Козлов пояснил:
— Спорные моменты в связи с техобслуживанием домофонных систем возникали и ранее. Чтобы окончательно расставить все точки над «i», мы получили разъяснение в Министерстве ЖКХ. В нем подчеркивается: техническое обслуживание домофонов — услуга дополнительная. И каждый собственник или наниматель квартиры сам решает, хочет ли он ее получать. Если да, то заключает соответствующий договор. Однако доступ в квартиру должен быть обеспечен в любом случае.
Единственное «но» — подъезд человек сможет открыть с помощью своего чипа, а вот с гостями посложнее. Связь с квартирой жильца, отказавшегося от дополнительной услуги, отрежут. Евгения Хруцкого это никак не огорчило: «У меня ее никогда и не было, устанавливать такую систему тоже не планировал». И по квитанции, понятное дело, платить не собирается. Но все же, признался, интересно было бы знать: а по какому принципу эти квитанции рассылали?
Директор ООО «Строймир восток» Екатерина Москалева подтвердила, что соглашения с жильцами многоэтажных домов заключаются на добровольной основе. Отметив, что речь идет о дополнительной услуге, каковой является техническое обслуживание домофонов: «Мы не благотворительная организация, бесплатно следить за исправностью работы электроники не можем. За ее замену, кстати, не взяли ни копейки. А состояние кодовых дверей дома к тому моменту было плачевным». Все, добавила, делается исключительно с согласия граждан. Прежде чем приступить к работе по законодательству надо было собрать «кворум» жильцов минимум в 51 процент. А в доме № 37 договоры подписали больше половины хозяев квартир. И Хруцкий тоже заключил.
svet.markova@gmail.com