Новый человек для НАТО

Андерс Фог Расмуссен, вступая в должность, рассказал о приоритетах альянса на ближайшие годы

По поводу вступления в должность нового генерального секретаря НАТО британская газета «Таймс» опубликовала редакционную статью. Андерс Фог Расмуссен, вступая в должность, рассказал о приоритетах альянса на ближайшие годы. Авторитетное издание называет их «дорогостоящими, спорными и труднодостижимыми».


Безусловно, самый важный из них — Афганистан, где НАТО сейчас развернуло 64 тысячи солдат, где альянс борется за сохранение инициативы и где ему нужно продемонстрировать единство, верность обязательствам и уверенность в себе, чтобы справиться с одним из самых трудных вызовов в области безопасности.


Бывший премьер–министр Дании должен также исправить испорченные отношения с Россией и превратить взаимные подозрения сторон в «подлинное стратегическое партнерство». Здесь хочется заметить, что слова Расмуссена о России с удовлетворением выслушали и в Беларуси. Наша страна находится между двумя основными игроками в сфере безопасности на континенте — НАТО и Россией, и партнерские отношения между ними являются залогом стабильности в нашем регионе.


Кроме того, полагает «Таймс», новый генсек должен успокоить ярость Турции и других мусульманских стран. В свою бытность премьер–министром он отказался запретить публикацию карикатур на пророка Мухаммеда в датской прессе.


Но, кроме этого, новый генеральный секретарь сталкивается с еще большим вызовом — необходимостью убедить все 28 стран–членов в том, что НАТО все еще играет реальную роль.


Эта организация должна быть центром всей политики Запада в области обороны и безопасности. Однако через 60 лет со времени своего основания НАТО утратило свое главное предназначение — защиту Западной Европы от советской военной угрозы, — но так и не нашло убедительного альтернативного оправдания своего нынешнего существования (любопытно, что эту мысль часто высказывали в Минске, а теперь к такому же выводу приходит и старейшее западное издание).


В качестве силы быстрого реагирования альянс обнаружил, что связан по рукам и ногам: в странах НАТО правила вступления в боевые действия существенно отличаются, и это проявилось при первом же крупном развертывании сил за пределами традиционной зоны ответственности — в Афганистане.


В качестве альянса региональной безопасности НАТО не сумело добиться собственного расширения и включения в свои ряды всех бывших противников по «холодной войне». Действительно, вопрос о расширении альянса до сих пор разъединяет континент и точно не способствует созданию атмосферы доверия.


А в качестве средства унифицировать общую политику обороны и военных поставок эта организация не смогла разрешить споры вокруг оснащения, стратегии и национальных интересов.


Главная угроза альянсу сегодня — безразличие. Европейцы отказываются вносить равную долю в бюджет НАТО и продолжают искать убежище под ядерным зонтиком крупнейшего члена альянса, Соединенных Штатов. В свою очередь, Америке надоели выпады европейцев по адресу ее политики и споры вокруг распределения расходов. США предпочли бы обходиться без НАТО и осуществлять военные операции вместе с «коалицией готовых», куда были бы включены только страны, берущие на себя обязательства развернуть серьезные силы и способные реагировать быстро.


Расмуссен должен найти способ убедить всех партнеров по альянсу в том, что они должны выделять пропорциональные доли своих бюджетов на оборону. Они должны также взять на себя равную ответственность. «Каковы бы ни были конституционные ограничения той или другой страны, совокупность «оговорок», ограничивающих сейчас военные действия отрядов НАТО в Афганистане, — это абсурд. Они подрывают сплоченность НАТО и создают для талибов идеальную возможность расколоть непобедимые на бумаге силы альянса на множество контингентов, не координирующих свои операции», — уверена «Таймс».


Улучшение отношений с Турцией не должно быть трудным, ибо Расмуссен достаточно умелый человек, способный убедить это важное государство–член в том, что он сам не настроен против ислама.


Улучшение отношений с Россией будет труднее и займет больше времени. Этому может помочь общая заинтересованность Москвы в борьбе против терроризма, в нераспространении ядерного оружия и ограничении угрозы, исходящей из Афганистана. И, по крайней мере, в настоящее время расширение НАТО с целью включить в альянс Украину и Грузию снято с повестки дня.


Его самой трудной задачей будет преодоление расширяющегося разрыва в Северной Атлантике. НАТО было основано ради объединения ценностей, потенциалов и стратегических целей Америки и Европы. Это и должно быть первым, на чем Расмуссену следует сосредоточиться.


Подготовил Игорь ВАСИЛЬЕВ.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter