Депутат — о воплощении в жизнь нововведений в Конституции

Новые законы под новую Конституцию


Трижды значимая дата в этом году — 15 марта. Новый Основной Закон вступает в силу именно в День Конституции. Кроме того, откроется новая сессия Палаты представителей в соответствии с принятым и утвержденным Президентом документом. Предстоит большая работа, ведь более 100 законопроектов потребуют внесения изменений и дополнений в течение двух лет. Уже сейчас очевидны некоторые важные направления работы депутатов. Кроме того, происходит постепенное перераспределение управленческих функций. Попробуем разобраться, как это воплотится в жизнь.

То, что Конституция вступает в силу и Глава государства подписал соответствующие документы, не означает, что с 15 марта все статьи начнут работать. В соответствии с заключительными и переходными ее положениями законы, указы Президента и другие акты, действовавшие до вступления в силу изменений и дополнений, применяются в части, не противоречащей Конституции. А к примеру, декреты Президента, изданные до 15 марта, применяются до признания их утратившими силу законами. Изменения же и дополнения, ограничивающие количество президентских сроков, вступят в силу после следующих выборов Главы государства. Основные изменения в законодательстве необходимо реализовать в течение двух лет.

Отмечу, что некоторые законы нужно фактически написать с чистого листа. В частности, прежде у Всебелорусского народного собрания не было статуса высшего конституционного органа власти. Принятием нового закона закрепляется новый статус ВНС. В нем Парламент определит задачи, обязанности и функции членов ВНС, способ их избрания. И по другим положениям переходные периоды определяются в статьях самой Конституции, в разделе IX. Новые законодательные акты, приведенные в соответствие с Основным Законом, вступать в силу станут постепенно. Однако есть вероятность, что закон о ВНС будет принят в течение ближайшего года, то есть в первую очередь.

Новшества коснутся и военной доктрины, а также закона о военном положении. Они не критичны, но значимы. Военная доктрина республики была и есть сугубо оборонительная. Просто в старом проекте это не закреплялось на законодательном уровне. Наша республика не имеет претензий к другим странам, мы защищаем территориальную целостность своей. Напомню, что по Основному Закону исключена агрессия в отношении других государств. Кроме того, по-новому определим порядок вступления и членства в ОДКБ. Это прописано в Основном Законе. В военной доктрине появится обязательная ссылка на соответствующую часть Конституции, а прежде напрямую они связаны не были.

Меняется порядок проведения сессий Парламента, понадобится внести изменения в статус депутатов. Раньше выборы проходили каждые два года: поочередно в местные Советы депутатов разного уровня и Палату представителей. По новой Конституции от этого отошли и назначили единый день голосования, одновременно выборы на обоих уровнях власти. Ближайшие ждут нас в последнее воскресенье февраля 2024 года. И в соответствии с новой Конституцией срок полномочий избранных депутатов увеличат до пяти лет.

Изменится и график работы Парламента. Прежде ежегодно было две сессии: осенняя и весенняя. Осенью с первого рабочего дня октября она длилась 80 дней, а вторая — 90 дней с первого рабочего дня апреля. Сейчас по Конституции сессия одна: начнется в третий понедельник сентября и завершится в последний рабочий день июня. Точнее, в этом году она откроется 15 марта, когда вступает в силу новый проект.

Зачем это новшество? Работа над законопроектами в Парламенте и так шла постоянно. Но мир меняется, иногда нужно очень оперативно реагировать и принимать законопроекты. А для этого прежде открывали внеочередную сессию Парламента. Понятно, возникают определенные технические трудности. Сейчас законотворчество практически не будет прерываться, кроме июля и августа. У нас появится больше пространства для маневра в подготовке законопроектов, сработаем оперативнее и в кратчайшие сроки на благо страны и народа.

Важный нюанс: назначение некоторых высших должностных лиц и порядок их освобождения от должностей, утверждение стали другими. Приведу всего один пример. Назначенный на должность руководитель Правительства должен пройти согласование в Палате представителей. Сначала Глава государства выдвигает кандидатуру на должность Премьер-министра (прежде назначал), Палата представителей согласовывает, и только потом Президент назначает его. Исключение: если депутаты два раза отклоняют кандидатуру, у Главы государства есть полномочия распустить законодательный орган. Такой подход в Конституции — общемировая практика, но подобное происходит редко. В последний раз на постсоветском пространстве — в Армении.

Таким образом, в преддверии Дня Конституции хочется напомнить, что с референдумом новое большое дело не закончилось, работа только набирает обороты. И депутатский корпус настроен как можно скорее претворить в новые законодательные акты посылы Основного Закона.

Игорь МАРТЫНОВ, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter