Новые законы для будущего страны.

Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь РУБИНОВА А.Н. на открытии пятой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь
Выступление Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь РУБИНОВА А.Н. на открытии пятой сессии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь

Уважаемые члены Совета Республики! Уважаемые приглашенные и журналисты!

Мы открываем пятую сессию Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь четвертого созыва в преддверии важнейших политических событий: Четвертого Всебелорусского народного собрания, на котором предстоит утвердить Программу социально-экономического развития страны на новую пятилетку, и начавшейся кампании по выборам Президента Республики Беларусь. Государству и всему нашему народу предстоит серьезный и ответственный экзамен на политическую зрелость. И от того, как мы выдержим этот экзамен, зависят перспективы дальнейшего социально-экономического развития страны. Уважаемые коллеги! В этом контексте наша осенняя сессия имеет особое значение. Нам предстоит рассмотреть более 50 законопроектов. В межсессионный период они были детально проработаны специалистами-практиками совместно с другими участниками законодательного процесса и готовы к рассмотрению. В первую очередь здесь следует отметить пакет законопроектов экономического блока, состоящий из четырех проектов законов, в том числе Закона “О бюджете государственного внебюджетного Фонда защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь на 2011 год” и Закона “О республиканском бюджете на 2011 год”, которые нам предстоит рассмотреть сегодня. Данные проекты законов разработаны с учетом недавних изменений налогового и бюджетного законодательства. Большое значение для экономики страны будут иметь также поправки в Налоговый и Бюджетный кодексы Республики Беларусь. Реализация предлагаемых изменений в названные кодексы в совокупности с мерами по улучшению налогового администрирования должна позволить в 2011 году максимально приблизить отечественную бюджетную и налоговую системы к мировым финансовым стандартам, обеспечить прозрачность бюджетного процесса и дополнительно направить на развитие экономики более 700 млрд руб. На создание единого правового поля в сфере образования направлен Кодекс Республики Беларусь об образовании. Это первый не только в нашей стране, но и на всем постсоветском пространстве кодифицированный нормативный правовой акт в данной области. С его принятием завершается основная стадия формирования стабильной и последовательной системы национального образования. Укреплению правовых основ в области жилищных отношений послужит новая редакция Жилищного кодекса. Среди его новаций — положения законов о приватизации жилищного фонда, совместном домовладении, расширении прав и конкретизации обязанностей граждан и организаций в жилищной сфере. В новой редакции кодекса будет урегулирован ряд жизненно важных вопросов, касающихся оплаты жилищно-коммунальных услуг, определения объектов и ограничений по отчуждению и ипотеке жилых помещений, управления недвижимостью, аренды и т.п. В целях юридического обеспечения развития малой энергетики разработан проект Закона “О возобновляемых источниках энергии”. С его принятием будет создана правовая основа для реализации государственной политики в сфере становления и развития малой энергетики. Это будет способствовать повышению уровня энергетической безопасности страны и позволит сохранить невозобновляемые источники энергии для будущих поколений. Дальнейшему законодательному обеспечению устойчивого развития сельских территорий, поддержки и защиты сельхозпроизводителей, стабильности аграрного рынка послужит Закон “Об агропромышленном производстве”. Будет продолжена работа по укреплению правовых основ гражданского общества, законности и правопорядка. Значительную роль в этом сыграют поправки в ряд нормативных правовых актов, в том числе в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Эти изменения и дополнения направлены на демократизацию уголовного законодательства и призваны содействовать более полному возмещению причиненного ущерба. Дальнейшему развитию института третейского разбирательства будет способствовать принятие Закона “О третейских судах”. Внедрение альтернативных форм правосудия позволит уменьшить количество обращений в суды, ускорит решение спорных вопросов и сократит нагрузку на судей. Кроме того, в сессионный период планируется внести поправки в законы “О дорожном движении”, “Об электросвязи”, по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, государственной экологической экспертизы, транспортно-экспедиционной деятельности и др. Будут рассматриваться также законопроекты, регулирующие отношения в сфере национальной безопасности и внешней трудовой миграции. Предстоит принять ряд решений по развитию договорно-правовых отношений с другими государствами и международными организациями. В частности, намечено ратифицировать межправительственные соглашения с Финляндской Республикой, Китайской Народной Республикой, Латвийской Республикой, Российской Федерацией и Черногорией. Все перечисленные вопросы являются жизненно важными для нашей страны и наших граждан, и принятие соответствующих законов, несомненно, будет способствовать дальнейшему развитию государства и общества. Уважаемые коллеги! Важнейшим направлением нашей деятельности является работа в регионах. Президент Республики Беларусь Лукашенко А.Г. неоднократно подчеркивал, что высшее призвание парламентария — помочь каждому человеку, если у него сложились непростые жизненные обстоятельства, выручить его, поддержать. В период между сессиями члены Совета Республики регулярно встречались с населением, трудовыми коллективами, разъясняли социальную и экономическую политику белорусского государства, суть и содержание принятых нами законов, осуществляли индивидуальный прием граждан. Эта работа проводилась в соответствии с планом, утвержденным Президиумом Совета Республики. В июле — сентябре нашими сенаторами было проведено более 160 личных приемов граждан, на которых принято около тысячи человек. Непосредственно в Совете Республики на личном приеме побывало более 40 человек, рассмотрено 150 писем и жалоб граждан. Их анализ, в частности, показал, что 45 процентов обращений касаются вопросов законности и обоснованности судебных постановлений и правомерности принятых решений, 30 процентов — проблем жилищно-коммунального хозяйства и социальной защиты. Не все жалобы могли быть в полной мере удовлетворены, так как не всегда для этого были достаточные основания. Но, к сожалению, и обоснованные жалобы все еще имеют место. И появление таких жалоб является свидетельством того, что в местных органах власти все еще имеются системные недоработки, иной раз проявляются бюрократизм и формальное отношение к человеку. Наша задача как сенаторов, то есть людей авторитетных и облеченных большими полномочиями, — активно вмешиваться в эти вопросы, побуждать местные органы власти более оперативно решать возникающие проблемы. Хочу особо подчеркнуть, что каждый из нас должен не только участвовать в приеме граждан, но и прослеживать до конца выполнение принятых решений и рекомендаций по каждому случаю. Вопрос должен находиться у вас на контроле до его полного разрешения — либо удовлетворения поступившей жалобы или просьбы, либо мотивированного отказа в ее выполнении. В то же время необходимо строже подходить к рассмотрению необоснованных жалоб и заявлений. Появилось немало “профессиональных жалобщиков” с непомерными и необоснованными претензиями. Как говорит глава государства: “Тут мы людей немножко избаловали”. В этом вопросе не следует допускать перекоса и выставлять чиновников источником всех наших бед. Контролируя и справедливо критикуя действия местных властей, чиновников на местах, мы должны обращать внимание не только на их обязанности перед населением, но и на обязанности и ответственность каждого гражданина перед государством и обществом. Одним из направлений деятельности Совета Республики по-прежнему будет оставаться системная работа с Советами депутатов всех уровней. Нам надо совершенствовать практику участия членов Совета Республики в работе местных Советов депутатов. Сегодня каждая четвертая сессия Советов депутатов областного и базового уровней проходит с нашим участием. Это позволяет владеть информацией о состоянии дел на местах, своевременно выявлять узкие места в жизни регионов, совместно вырабатывать конкретные механизмы разрешения проблем. Участвуя в работе сессий, сенаторы не должны отмалчиваться, пассивно сидеть в Президиуме. Необходимо использовать каждую такую возможность для информирования о главных направлениях государственной политики, задачах, стоящих перед страной, и тех мерах, которые предпринимаются для повышения благосостояния людей. Особое внимание следует уделять Советам депутатов первичного уровня. Отдельные из них еще слабо влияют на развитие своих территорий, недостаточно целенаправленно работают над пополнением местного бюджета. Значительное число местных бюджетов все еще являются дотационными, и это — одна из проблем, без решения которой мы не сможем в полной мере обеспечить действенную роль сельских и поселковых Советов в управлении своими населенными пунктами. Как известно, в настоящее время ряд функций по благоустройству территорий передан от сельских Советов на районный уровень. В принципе это правильно, так как своими силами сельские Советы не в состоянии решать задачи, требующие существенных материальных затрат и серьезного технического обеспечения. Однако уже сейчас можно видеть, что в связи с этим возникает проблема некоторого отстранения местной власти от решения непосредственных нужд жителей своей деревни или поселка. Необходимо разобраться в этой проблеме и найти такое решение, которое усилило бы возможность и заинтересованность Советов первичного уровня в самостоятельном решении вопросов жизни села. В ряде регионов имеется хороший опыт решения вопросов жизнеобеспечения населения, в том числе на селе. Там местные органы власти осуществляют развитие территорий с учетом взаимной ответственности государства, местной власти и хозяйствующих субъектов, включая частный бизнес. Надо перенимать и шире распространять такой опыт по республике. Эти вопросы будут обсуждены в конце октября на очередном выездном заседании Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, которое пройдет на базе Костюковичского и Краснопольского районов. В рамках данного заседания на примере двух сельских Советов депутатов будет продемонстрирована работа автоматизированной информационной системы (АИС) “Местные Советы депутатов”, которая в настоящее время вводится в действие. Ее использование позволит оптимизировать делопроизводство, в том числе значительно сократить время на обработку информации и подготовку документов, что позволит повысить эффективность работы Советов. Развивая эту тему, должен сказать, что в четвертом квартале текущего года апробация АИС “Местные Советы депутатов” будет проведена на примере одного района в каждой области республики, а в течение 2011 года необходимо будет внедрить данную АИС во всех местных Советах депутатов Республики Беларусь. Уверен, что в этом важном государственном деле примут самое активное участие председатели областных исполнительных комитетов — члены Совета Республики. Без их помощи трудно будет решить многие организационные и финансовые вопросы внедрения АИС. Уважаемые коллеги! Как показывает практика, важным инструментом в нашей работе с населением является системное и целенаправленное взаимодействие со средствами массовой информации. В последнее время сотрудничество членов Совета Республики со средствами массовой информации заметно активизировалось. В республиканских и местных СМИ стало больше публикаций и сообщений о встречах с населением, о проведении личных приемов граждан. Например, только в межсессионный период более чем в 140 газетных публикациях рассказывалось об этих и других аспектах деятельности Совета Республики. Наиболее активно выступали в средствах массовой информации члены Президиума Совета Республики, а также члены Совета Республики Атрашкевич Елена Викторовна, Мороз Лилия Францевна, Аверин Виктор Сергеевич, Рабец Валерий Васильевич, Дюжев Андрей Анисимович, Соколовская Людмила Корнеевна, Ятусевич Антон Иванович, Манько Наталия Викторовна, Подоляк Елена Михайловна, Парахневич Ирина Михайловна, Мороз Юрий Дмитриевич, Криштапович Михаил Васильевич, Мисюра Раиса Алексеевна и др. Это важная сторона нашей деятельности, и мы должны ее постоянно совершенствовать. В частности, уже подготовлены тематические графики выступлений членов Совета Республики в СМИ о парламентской и профессиональной деятельности, по законопроектам, которые будут рассмотрены в ходе пятой сессии. В октябре — ноябре в Совете Республики пройдут встречи с редакторами областных, городских и районных газет. Нам надо максимально эффективно использовать их для донесения информации о деятельности нашего парламента, о внутренней и внешней политике нашего государства. Надо не бояться затрагивать острые вопросы, волнующие наших граждан, и давать по ним аргументированные и понятные пояснения. Должен также отметить, что сегодня стали более эффективно использоваться возможности веб-сайта Совета Республики. Уважаемые члены Совета Республики! В межсессионный период важное место отводилось расширению международных и межпарламентских контактов. Значительный импульс развитию межпарламентского белорусско-сирийского сотрудничества придала встреча руководителей палат белорусского парламента с Президентом Сирийской Арабской Республики в ходе его визита в Минск. Важнейшие направления белорусско-китайского сотрудничества обсуждены в Совете Республики с заместителем Председателя Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей. Делегация Совета Республики участвовала в работе Третьей Всемирной конференции спикеров парламентов в Женеве, где нами был представлен доклад с информацией о роли парламентариев в деле развития политической системы нашей страны и укрепления международного сотрудничества по проблемам, представляющим глобальный интерес. В ходе этого мероприятия прошли наши встречи с руководителями парламентов Азербайджана, Болгарии, Казахстана, Латвии, Молдовы, Султаната Оман, Индии и Италии. В составе делегации Национального собрания Республики Беларусь члены Совета Республики участвовали в 19-й ежегодной сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ. Большое значение придавалось развитию двусторонних отношений с парламентами зарубежных государств. В частности, дальнейшее развитие получили наши контакты с парламентами Чехии, Дании, Эстонии и Литвы. Продолжался конструктивный диалог с европейскими парламентскими структурами. В Совете Республики состоялась важная встреча с председателем подкомитета по Беларуси, новым докладчиком по Беларуси Комиссии по политическим вопросам ПАСЕ госпожой Хурскайнен. В конце сентября в Минске члены Президиума Совета Республики участвовали в заседании круглого стола на тему “О пути в направлении отмены смертной казни в Беларуси”, организованном Секретариатом Совета Европы совместно с парламентариями Республики Беларусь. В ходе данного заседания был проанализирован опыт европейских государств, состоялся обмен мнениями о перспективах отмены этого вида наказания в нашей стране. Совет Республики будет продолжать работу по расширению контактов с парламентами зарубежных стран, активно сотрудничать с межпарламентскими организациями. В частности, обеспечено участие делегации Республики Беларусь в 123-й Ассамблее МПС, которая начинается сегодня в Женеве, в плановых межпарламентских мероприятиях в рамках СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, а также Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Уважаемые члены Совета Республики! Учитывая значимость вопроса, хочу остановиться на важнейших задачах Совета Республики, связанных с предстоящей избирательной кампанией. Выборы Президента Республики Беларусь — наше общее дело. Никто не должен остаться в стороне. Свой вклад в их подготовку и проведение призван внести и Совет Республики. Мы должны мобилизовать имеющийся у нас потенциал и поработать так, чтобы все этапы избирательной кампании прошли в строгом соответствии с действующим национальным законодательством, чтобы были обеспечены высокий уровень организации избирательного процесса, четкая, слаженная работа избирательных комиссий. Необходимо существенно активизировать работу с населением, особенно по месту жительства. На особом счету должны быть отдаленные и малочисленные деревни. Надо дойти до каждого человека, чтобы он проникся чувством гражданской ответственности и осознал необходимость своего участия в этой жизненно важной для страны политической кампании. Эту работу надо вести, максимально используя ресурс депутатов местных Советов. В апреле текущего года в их состав избраны наиболее активные и достойные граждане, способные внести существенный вклад в работу с населением и организацию мероприятий, связанных с проведением выборов. Членам Совета Республики необходимо чаще выступать в учебных и производственных коллективах, освещая деятельность нашего парламента, поясняя суть внутренней и внешней политики нашего государства, развеивая те политические мифы, которые в изобилии насаждаются сегодня в недружественных нам средствах массовой информации. При организации и проведении этой работы важно учитывать особенности и интересы различных групп населения. Используя местные СМИ, следует уделить особое внимание информированию населения о подготовке и реализации в регионах республиканских и региональных социально-экономических программ, направленных на повышение уровня жизни людей, и роли парламента в решении этих вопросов. Убежден, что 19 декабря страна продемонстрирует всему международному сообществу открытость своей политики и демократичность наших выборов. Вместе с тем мы отвергаем какое-либо вмешательство в процесс волеизъявления наших граждан. В соответствии с нашей Конституцией только белорусский народ может и будет выбирать своего Президента. Уважаемые члены Совета Республики! Позвольте на этом завершить свое выступление, пожелать всем нам слаженной, эффективной работы и перейти к вопросам сегодняшнего заседания.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter