Беларусь становится примером для социально ориентированных государств – Клишевич

Новые возможности

Против нашей страны формируют негативный образ — это часть западной информационной войны, чтобы, с одной стороны, изолировать нас от потенциальных союзников, а с другой — исключить солидарную позицию других стран по Беларуси. Можно заметить, что во время голосования в ООН по антибелорусским резолюциям часть стран не говорит ни да ни нет, а просто воздерживается. Но как достучаться до этих государств?

Иллюстративное фото

«Антиколониальный» парад и внешнее управление

В условиях развала двухполярной системы нынешний миропорядок формировался почти 30 лет, и его сложно будет изменить даже за десятилетие. Однако процесс идет. И там, где режимы строились на грубом военном присутствии Запада (как в Центральной Африке), сейчас наблюдается новый — «антиколониальный» — парад суверенитетов.

Сложнее ситуация в Латинской Америке. Там механизмы внешнего контроля более укоренены, а опорные проамериканские государства в их нынешнем виде строились как минимум с 1970‑х годов.  

Сегодня там часты случаи, когда на волне народного недовольства к власти приходит национально ориентированный лидер, но за четыре‑пять лет президентского срока ничего не может сделать с доставшимся ему «наследством».

В чем причина слабости такой государственной власти? Как правило, аппарат спецслужб изначально разделен и контролируется не президентом, а внутренними кланами либо силами с внешними интересами. Одновременно действует сектор теневой экономики, в котором прекрасно сосуществуют контрабанда, незаконная добыча сырья, оборот наркотиков и торговля людьми. 

Поэтому  любой национально ориентированный президент в странах Азии, Африки и Латинской Америки сталкивается в первую очередь с противодействием со стороны организованной преступности. Это важный фактор внешнего управления бывшими колониями, 

потому что позволяет, с одной стороны, под видом борьбы с терроризмом и бандитизмом постоянно держать в стране иностранные контингенты, а с другой — скрытая поддержка преступности позволяет Западу давить на суверенные режимы, вынуждая их тратить ресурсы не на социальные гарантии населению, а на армию, уличную войну и антитеррористические операции.

Кредит на прозябание

В результате случаются парадоксальные ситуации, когда страны типа Мексики, богатые нефтью, газом и минеральным сырьем, имеющие хороший климат и большой американский рынок сбыта, обеспечивают уровень социальных гарантий значительно ниже, чем небольшая Беларусь, не имеющая сопоставимых запасов нефти и минерального сырья.

Очевидно, что главная предпосылка белорусской социальной направленности — это промышленная база, которая не была приватизирована в 1990‑е и которая обеспечивает основные бюджетные поступления. Но не только.  

В первую очередь это особая позиция белорусского лидера, который, в отличие от руководства стран Восточной Европы, отказался брать политически мотивированные кредиты международных западных организаций.

Все такие кредиты предполагают пакет «реформ», связанных либо с прямым снижением социальных гарантий типа запрета на субсидирование коммунальных тарифов, либо приватизацией сырьевых и промышленных предприятий, чтобы ограничить источники доходов государства. В итоге страна не может вырваться из кредитной зависимости, вынуждена все время увеличивать государственный долг, чтобы перекредитоваться, и при этом выполняет любые внешние пожелания — вплоть до приватизации государственных монополий, таких как водопровод, а то и всех водных ресурсов с запретом сбора дождевой воды (уникальный случай зафиксирован в Боливии, который привел к социальному взрыву). Таким образом, людей в результате внешнего кредитования, по сути, отрезают от базовых потребностей, не говоря уже о каком‑то росте благосостояния.

Актуальные задачи

Противостоять подобному может реальный пример государства, которое без насилия, войн и социальных потрясений способно обеспечивать гражданам достойный уровень жизни, занятости и социальных гарантий. Вторая важная идеологическая связь в контексте Беларуси — это фактор преемственности с Советским Союзом. Независимая Беларусь в этом плане 30 лет реализовывала последовательную политику, которая гарантирует нам привлекательный внешний образ среди стран Латинской Америки, Азии и Африки — как государства, где во внешней политике реализуется принцип интернационализма и помощи молодым национальным государствам. Более того, многие представители элит этих государств хорошо знают русский язык, некоторые из них жили и учились в Советском Союзе, а значит, понимают нашу ментальность и особенности.

Если умело использовать эти направления — состояние реальных доходов населения, контроль над экономикой, внешние возможности и белорусский исторический опыт преемственности, мы получим уникаль­ную ситуацию, когда Беларусь, по сути, становится примером для социально ориентированных государств. 

Однако мы разделены тысячами километров и, что более важно, изолированы информационно друг от друга. Персональные санкции против белорусских политиков имеют единственную задачу — международно изолировать страну и не дать нам сказать свое слово не только на Западе, где против нас формируют общественное мнение, но и физически не допустить к нашим потенциальным союзникам в развивающиеся страны, закрывая для нас общие международные площадки — от спорта до образования.

Отсюда вытекает задача, поставленная ­Президентом перед новым депутатским корпусом, — четкая работа на внешнем контуре с теми странами, где хотят услышать нашу позицию, уважительно относятся к нашей внутренней политике и готовы сотрудничать на взаимовыгодных условиях. 

 Сергей КЛИШЕВИЧ, депутат Палаты представителей Национального собрания, член КПБ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter