Шанхайский дух сотрудничества. В чем интересы Беларуси?
17.09.2022 13:19:00
Современные международные отношения — это сложный клубок взаимных интересов и противоречий почти 200 стран, сотен крупных международных союзов, объединений и организаций, а также нескольких десятков тысяч мелких. Разумеется, значимость, возможности этих организаций и объединений, их цели, круг затрагиваемых вопросов, а также состав участников весьма отличаются.
Вот и в этом году с подобными инициативами накануне открытия Генассамблеи выступили США, устами своего постоянного представителя Линды Томас-Гринфилд озвучив идею реформы Совета Безопасности ООН с целью усложнить использование права вето постоянными членами данной организации. Цель тут очевидная: оказать давление на Россию и многократно снизить ее возможности по противодействию Западу и США дипломатическими методами.
В то же время очевидно, что ООН, являясь политическим инструментом глобализации (которая в последние десятилетия явно дает сбой), не учитывает региональной специфики, не имеет возможностей содействия в продвижении национальных интересов отдельных стран, особенно в экономической сфере. Да и в целом это весьма разноплановая и разномастная площадка, чтобы быть эффективным инструментом социально-экономического взаимодействия на двустороннем и многостороннем уровне. Именно поэтому Беларусь принимает участие в работе и является активным членом других (более мелких, но ориентированных на достижение конкретных целей) организаций и объединений, таких как СНГ, ЕАЭС, Союзное государство Беларуси и России.
А на этой неделе под особым вниманием оказалось участие нашей страны в работе Шанхайской организации сотрудничества. Данное региональное объединение сумело к настоящему моменту сконцентрировать в своем составе более 60 % евразийских территорий, половину человечества и одни из крупнейших экономик мира — китайскую и индийскую, первую и третью по паритету покупательной способности соответственно. Ожидается, что Беларусь станет полноправным членом ШОС. Членство в этой организации даст нашей стране новые возможности и перспективы. В условиях санкционных ограничений и нарушения экономического взаимодействия с Западной Европой и США восточный вектор экономической политики для нас становится наиболее приоритетным.
Алексей БЕЛЯЕВ, политолог
ООН уже не та, или Страсти по реформам
Среди наиболее важных международных институтов, составляющих основу архитектуры мировой дипломатии и взаимодействия стран в глобальном масштабе, является Организация Объединенных Наций. Очередная, 77-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН начала работу в этот вторник, 13 сентября. В последние годы все чаще звучат критика данной международной площадки и обвинения ее в невозможности выполнять свою главную задачу — урегулирование конфликтов и разрешение противоречий. Благо примеров хватает. Только на постсоветском пространстве: и Украина, и Карабах, и молдавско-приднестровское направление. А вслед за этим традиционно всплывают предложения по реформированию как всей ООН, так и ее отдельных институтов, в частности Совета Безопасности.Вот и в этом году с подобными инициативами накануне открытия Генассамблеи выступили США, устами своего постоянного представителя Линды Томас-Гринфилд озвучив идею реформы Совета Безопасности ООН с целью усложнить использование права вето постоянными членами данной организации. Цель тут очевидная: оказать давление на Россию и многократно снизить ее возможности по противодействию Западу и США дипломатическими методами.
Беларусь и мир
Беларусь, которая еще в далеком 1945 году выступила в качестве одной из стран — основательниц ООН, всегда стремилась максимально использовать возможности данной организации как для продвижения своих интересов, так и для упрочения мира и безопасности в планетарном масштабе. Среди наиболее значимых белорусских инициатив в данном направлении можно вспомнить такие, как инициативы о противодействии торговле людьми, о превращении Центральной и Восточной Европы в пространство, свободное от ядерного оружия, о предотвращении и искоренении незаконной торговли легким стрелковым оружием, а также предложение признать многообразие путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации. Именно в Беларуси впервые среди всех стран СНГ в 1992-м было открыто представительство ООН. Наша страна активно взаимодействует в рамках многочисленных организаций ООН, таких как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, МАГАТЭ и других, активно работает в продвижении Целей устойчивого развития.В то же время очевидно, что ООН, являясь политическим инструментом глобализации (которая в последние десятилетия явно дает сбой), не учитывает региональной специфики, не имеет возможностей содействия в продвижении национальных интересов отдельных стран, особенно в экономической сфере. Да и в целом это весьма разноплановая и разномастная площадка, чтобы быть эффективным инструментом социально-экономического взаимодействия на двустороннем и многостороннем уровне. Именно поэтому Беларусь принимает участие в работе и является активным членом других (более мелких, но ориентированных на достижение конкретных целей) организаций и объединений, таких как СНГ, ЕАЭС, Союзное государство Беларуси и России.
А на этой неделе под особым вниманием оказалось участие нашей страны в работе Шанхайской организации сотрудничества. Данное региональное объединение сумело к настоящему моменту сконцентрировать в своем составе более 60 % евразийских территорий, половину человечества и одни из крупнейших экономик мира — китайскую и индийскую, первую и третью по паритету покупательной способности соответственно. Ожидается, что Беларусь станет полноправным членом ШОС. Членство в этой организации даст нашей стране новые возможности и перспективы. В условиях санкционных ограничений и нарушения экономического взаимодействия с Западной Европой и США восточный вектор экономической политики для нас становится наиболее приоритетным.
Алексей БЕЛЯЕВ, политолог