Новые таможенные пошлины на авто: что потеряем, что найдем?

Цены на растаможку автомобилей, пригнанных из-за границы, с 1 июля будут соответствовать уровню действующих в странах Таможенного союза, а значит, возрастут более чем в четыре раза. Чем грозит подорожание белорусам? Стоит ли создавать ажиотаж и сегодня скупать все, что мало-мальски движется?

Цены на растаможку автомобилей, пригнанных из-за границы, с 1 июля будут соответствовать уровню действующих в странах Таможенного союза, а значит, возрастут более чем в четыре раза. Чем грозит подорожание белорусам? Стоит ли создавать ажиотаж и сегодня скупать все, что мало-мальски движется? Как долго сохранятся столь высокие пошлины? Сегодня эти вопросы волнуют каждого Машины на авторынках скупают не глядя. фотоавтолюбителя. Корреспондент «Знаменки» искала ответы на них.

 

Скупают авто не глядя


На автомобильных рынках – явное оживление. По словам продавцов, известие о том, что растаможка все-таки поднимется, «взорвало» рынок. Покупается и продается все, что может ехать, причем за такую цену, которая еще вчера была заоблачной.


Чтобы посмотреть, какая ситуация на авторынке, отправляюсь на столичные Ждановичи с приятелем, который за день до этого продал свое авто по объявлению в интернете и подыскивал новое. Когда, проходя мимо плотных рядов авто, он увидел свою «Ауди А-6», которую при нем продали на полторы тысячи долларов дороже, чем он ее отдал вчера, у него от удивления глаза на лоб вылезли. В чем секрет успешной сделки? На стекле автомобиля прикреплен лист бумаги, на котором от руки написано: «Проходная на РФ». Под этот «стандарт» попадают автомобили, растаможенные до 1 января 2010 года и с двигателями экологического стандарта Евро-4. Растаможка этих авто в России не требует уплаты пошлины. Вот перегонщики и не стесняются выставлять немалые ценники.


«Такая машина там стоит 30-31 тысячу долларов, – говорит продавец Mazda CX-7 2007 года. – Я выставил за нее 29 тысяч и уверен, что не сегодня – так завтра ее у меня заберут». Сначала россияне скупили все машины с максимальным зазором в цене, сегодня же они приобретают все, на чем можно заработать хоть полтысячи долларов.


Только за последние выходные ценник подрос в среднем на 200-300 долларов. Судя по всему, покупателей это не сильно огорчает, ведь сменить машину сейчас стараются даже те, кто еще совсем недавно не собирался этого делать. То тут, то там можно услышать такие разговоры: «Мой «Форд» еще вполне приличный, но когда его поменяю, если не сейчас, не знаю, поэтому уже присматриваю новое авто». Покупатель Андрей уверен, что летом приобрести авто будет сложнее. «Я меняю водительские права на новые и делаю визу, чтобы поехать за автомобилем в Литву, – рассказывает парень. – В Беларуси уже купить нечего, все вывезено россиянами, вот и спешу за границу».


Узнав о грядущем увеличении пошлин, предприимчивые продавцы ринулись закладывать квартиры, частные дома, дачи, набрали кредитов, чтобы, так сказать, запастись товаром.

 

Пересядем с «БМВ» на «Лады»?


С тех пор, как в прошлом году таможенные пошлины были увеличены для юридических лиц, продажи новых автомобилей, произведенных в России, возросли на 81 процент. В то же время реализация автомобилей, прошедших растаможку, упала на 45 процентов. Сегодня в Беларуси через фирменный салон можно купить автомобили десятков самых известных в мире марок в сотнях модификаций, собранных на заводах в России. Тут и шикарный «Мерседес», и скромный «Хендай». Однако моделью 2010 года, если так можно выразиться, стали ВАЗ и ГАЗ, завоевавшие примерно по 11 с лишним процентов белорусского автомобильного рынка. Секрет роста спроса на российские авто прост: в то время как ценник на иномарки в автосалонах существенно подскочил из-за повышения пошлин, на российские авто он увеличился незначительно.


Вот смотрю на то, в каком ажиотаже сейчас все продают и покупают авто, и думаю: неужели все боятся, что им не хватит машин? А ведь на самом деле ни сейчас, ни после часа «икс», как первое июля окрестили перегонщики, никто не останется без транспортного средства. Если пригнать иномарку из Германии будет не по карману, то можно беспошлинно ввезти автомобиль, собранный в странах Таможенного союза, а это в первую очередь Россия. И это не обязательно «Лада». В стране-соседке налажено производство авто всех ведущих мировых брендов: «Мерседес», БМВ, «Киа», «Форд», «Шевроле», «Рено» и других. Как видно, выбрать новую иномарку российской сборки есть из чего.

 

Чем это выгодно для нас?


Статистика показывает, что прошлогоднее увеличение таможенных пошлин на автомобили, ввозимые юридическими лицами, значительно укрепило позиции российского автопрома на белорусском рынке. Понятно, что, делая очередной шаг к реализации условий Таможенного союза, белорусы фактически поддерживают российского производителя. Но что мы сами будем с этого иметь? У нас появится возможность покупать авто российского производства и не платить таможенную пошлину. Вместе с тем конкурентоспособность белорусско-иранских автомобилей марки «Саманд» и других машин, производство которых планируется начать в Беларуси, на территории Таможенного союза теоретически возрастет. Конечно, белорусы привыкли к недорогим и качественным иномаркам, к постоянному обновлению автопарка, и им тяжело будет объяснить, что плюсы для отечественного автопрома важнее минусов для их семейного бюджета и доступности хороших и сравнительно новых автомобилей.


Нельзя забывать и о том, что такие высокие пошлины не обязательно вводятся навсегда. Повышение пошлин для белорусов в рамках Таможенного союза инициировала Россия, так как ей необходимо поддерживать свой автопром. Кстати, Россия уже в этом году планирует вступить во Всемирную торговую организацию. А по правилам ВТО она должна будет снизить ввозные пошлины на автомобили, чтобы соответствовать требованиям свободного рынка. Возможно уже в следующем году Россия снизит с нынешних 30 процентов до 25, а в течение семи лет до 15.

 

Сколько будем платить?


На автомобиль до трех лет с объ-емом двигателя 1400 кубических сантиметров стоимостью 8 тысяч евро растаможка составит 54 процента от таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за куб. см. В настоящее время действующая таможенная ставка на новые автомобили составляет 0,6 евро/куб. см. Таким образом, общая сумма таможенной пошлины на автомобили до трех лет после 1 июля 2011 года увеличится с 840 до 4320 евро (если рассчитывать от таможенной стоимости) или до 3500 евро (если рассчитывать от объема двигателя). Что касается подержанных автомобилей от 3 до 5 лет с объемом двигателя 2000 куб. см, то здесь ставка увеличится с 0,4 до 2,7 евро. Общая сумма пошлины возрастет с 800 до 5400 евро.


Ольга ДУБРОВСКАЯ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter