Новые шансы и возможности. Экономический прагматизм постепенно вытесняет стереотипы в отношениях Беларуси и Евросоюза.

Белорусские депутаты на прошлой неделе ратифицировали межправительственное Соглашение с Польшей о приграничном движении. Суть документа в том, что граждане обеих стран, живущие в приграничной зоне, смогут пересекать границу в упрощенном порядке, на основе спецразрешения сроком действия от двух до пяти лет. Стоимость его – всего 20 евро, что втрое дешевле обычной шенгенской визы. Подобные документы  подписаны также с Латвией и Литвой. Эксперты этих стран назвали соглашения историческими. И дело не только в том, что они будут способствовать развитию приграничных контактов и активизации экономического сотрудничества между соседями.

Упрощение визового режима – это, по сути, первый принципиальный шаг в укреплении белорусско-европейского диалога. Последует ли продолжение? Как будут дальше развиваться эти отношения? В какой степени повлияют на них итоги президентских выборов в Беларуси?
События последних недель вселяют оптимизм и уверенность, что время упущенных возможностей позади и у обеих сторон появился уникальный шанс открыть новую страницу во взаимоотношениях. Во всяком случае, сегодня даже самые отъявленные скептики не сомневаются в том, что атмосфера политического диалога Беларуси с европейскими странами поменялась в лучшую сторону. И тому под-
тверждение – недавняя серия визитов в Минск государственных и политических деятелей Литвы, Польши, Германии, а также состоявшийся в белорусской столице ежегодный, тринадцатый по счету, Минский форум с участием нескольких сотен зарубежных политиков, дипломатов, экспертов и бизнесменов.
Безусловно, этот диалог во многом продиктован логикой экономических интересов. В последнее время ее актуализировал Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, на который в Европе смотрят с некоторой опаской и в то же время с надеждой, так как он несет в себе как новые вызовы, так и новые возможности. И географический (читай – добрососедский) фактор здесь играет не последнюю роль. Юрий Михайловский, руководитель представительства белорусской автомобильной компании в Польше, знает это не понаслышке. По его словам, у поляков машины минского производства на хорошем счету и по продажам опережают даже марки с мировым именем. Тут вам и кондиционер, и бортовой компьютер, и двигатель, соответствующий европейским стандартам.
Пришлись по душе полякам и белорусские автобусы. Чуть ли не половина здешних бизнесменов, занимающихся пассажирскими перевозками, предпочитают белорусские «МАЗы».
Только в прошлом году товарооборот между Беларусью и Польшей перевалил за полтора миллиарда долларов. Почти на такую же сумму наторговали в 2010-м. Правда, два года назад эта цифра была вдвое больше. Мировой кризис больно ударил по всем европейским странам, Польша не стала исключением. Однако этот нокдаун поляки перенесли относительно неплохо и смогли даже немного увеличить свой ВВП. А значит, для роста торговли открываются неплохие перспективы. Если еще лет десять назад из Беларуси везли бытовую технику, а из Польши – в основном продукты питания, то сегодня сотрудничество обрело более глобальный характер. Например, на Гродненщине скоро построят электростанцию, которая будет работать на польском угле. А в Минском районе польские бизнесмены планируют создать аналог своей сельскохозяйственной биржи.
– Беларусь для наших предпринимателей – действительно важный экономический партнер, – говорит Йозеф Лаховский, руководитель Польско-Белорусской торгово-промышленной палаты. – В Беларуси достаточно просто создать новую фирму и начать производство продукции. Кроме того, в городах с населением до 50 тысяч человек существуют значительные налоговые льготы, сравнимые с теми, что существуют в свободных экономических зонах. Либерализация позитивным образом сказалась на заинтересованности польских предпринимателей в инвестировании в Беларусь. Важным элементом является и участие Беларуси в Таможенном союзе, что дает нам возможность доступа к широкому рынку сбыта.
Ослабление идеологического и политического прессинга на Беларусь со стороны Запада становится все более очевидным. Чего стоит хотя бы громкое заявление Президента Литвы Дали Грибаускайте, которая открыто поддержала Александра Лукашенко в нынешней избирательной кампании. По мнению аналитиков, в основе этой трансформации – две важные составляющие. Во-первых,  с точки зрения экономики, защиты своих инвестиций ЕС, несомненно, заинтересован в сохранении в Беларуси политической и социальной стабильности. Глобальный кризис многому научил европейцев, вряд ли они заинтересованы в том, чтобы Беларусь превратилась в поле для соперничества между ЕС и Россией. В интересах всех сторон – иметь в центре континента надежного и предсказуемого партнера, который бы динамично развивался, внося весомый вклад в обеспечение стабильности, безопасности и консолидации Европы.
Во-вторых, все больше европейских политиков и экспертов осознают, что все предыдущие попытки изолировать Беларусь, ослабить ее, разговаривать с ней на языке условий и ультиматумов бесперспективны и оборачиваются против самой Европы. Отсюда и главная мысль, которая отчетливо прозвучала на прошедшем Минском форуме: хватит навязывать Беларуси свой устав. «В Европе все привыкли говорить, что в Беларуси все плохо. Но нельзя все время критиковать, когда на самом деле есть сигналы, которые можно оценивать и позитивно, – отмечает эксперт варшавского Центра международных отношений Войцех Бородич-Смолинский. – Мы готовы к ответственному и честному обсуждению всего спектра вопросов в отношениях с Евросоюзом, в том числе в рамках «Восточного партнерства». Рассчитываем, что прагматизм и здравый смысл все больше будут превалировать и общими усилиями мы сможем построить единую Европу без новых разделительных линий».
– Мы не имеем права выставлять Беларуси такие требования, которые не выставляем другим странам, – сошлись во мнении депутаты Бундестага  Марилуизе Бек и Георг Ширмбек.
– Сегодняшнее потепление продиктовано самой геополитической логикой, – уверен  Олег Хватов, эксперт фонда Института восточноевропейских исследований. – На уровне политических решений Евросоюз начал осознавать европейскую идентичность Беларуси.
Отсюда второй вывод, сделанный участниками Минского форума: нельзя ставить совместные проекты в зависимость от итогов избирательной кампании. Свою позицию по этому поводу изложил председатель форума Райнер Линднер. Он, в частности, отметил, что вопрос облегчения визового режима не должен увязываться с выборами. Простые избиратели не должны становиться заложниками политических спекуляций и догматического мышления. И потом, кто сказал, что предлагаемый некоторыми западными деятелями немедленный механический перенос на белорусскую почву западных норм и институтов неминуемо повлечет за собой экономическое процветание? Подобные эксперименты уже опробованы в Украине, Кыргызстане, Грузии, Молдове. Чем они закончились, напоминать не стоит.
Стандарты качества жизни там далеки от белорусских, не говоря уже о западноевропейских. Белорусский опыт доказывает, что социальные изменения должны вызревать постепенно, с учетом национальных и исторических особенностей, менталитета, культуры. Только тогда они пойдут на пользу.
Сейчас же надо думать над тем, как наверстать упущенное. По словам заместителя министра иностранных дел Беларуси Валерия Воронецкого, необходимо устранять необоснованные барьеры и дискриминационные меры для бело-
русского экспорта в ЕС. Если в Брюсселе действительно хотят вывести отношения с Беларусью на новый уровень, то почему бы не начать с реанимации замороженного ранее договора о партнерстве и сотрудничестве. В Минске готовы к таким переговорам. Без подписания этого соглашения рассчитывать на дальнейшее движение проблематично. 
Серьезные перспективы открываются в сотрудничестве в области энергетики. Беларусь надежно обеспечивает безопасное и бесперебойное функционирование проходящих по ее территории магистральных газо- и нефтепроводов. Белорусский транзитный коридор остается наиболее выгодным с экономической точки зрения маршрутом как для поставщиков, так и для потребителей энергоресурсов. Вкладывая значительные средства в транзитную инфраструктуру, Беларусь рассчитывает на адекватную оценку этих усилий в европейских столицах.
Что же касается перспектив «Восточного партнерства», то позиция Беларуси в этом плане остается неизменной. Как подчеркнул начальник управления МИД Беларуси Роман Романовский, «Восточное партнерство» для нас –  это «не выбор в пользу Запада за счет России, а более сбалансированное выстраивание отношений с нашим крупнейшим западным соседом – ЕС по приоритетным векторам». И от политических деклараций пора бы уже переходить к делу, наполняя эту программу конкретными региональными проектами, которые бы принесли ощутимую отдачу всем участникам. Беларусь предложила разработать перечень таких стратегических проектов. Готова ли Европа окончательно расстаться со стереотипами? Поживем – увидим. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter