Западный вектор: чего ожидать от отношений Беларуси с Западом

Новые шаги к диалогу

Минувший год оказался весьма результативным на контакты Беларуси с западными политиками и дипломатами. Продолжится ли этот тренд в 2020-м? Какую роль может сыграть наша страна на «большой шахматной доске»? Своим мнением по этому поводу с нами поделился заместитель председателя Постоянной комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности доктор исторических наук Андрей Русакович.

— Андрей Владимирович, отношения Беларуси и Европейского союза постепенно переходят от количества к качеству. Подтверждением тому стал и ноябрьский визит нашего Президента в Австрию. Как сегодня воспринимают нашу страну в ЕС? Готовы ли там продолжать сближение с нашей страной?

— Очевидно, что Беларусь как донор региональной безопасности, как государство, которое отыгрывает позитивную роль в разрешении кризиса на юго-востоке Украины, пользуется определенным авторитетом на мировой арене. И Евросоюз здесь не является исключением. Отношение ЕС к нашему государству существенно изменилось. Политика ограничительных мер в отношении нашей страны во многом является достоянием прошлого. И в Париже, и в Берлине, и в Брюсселе ценят конструктивную позицию Беларуси по укреплению мира и доверия в регионе. Сегодня мы готовы строить наши отношения с ЕС на добрососедской основе, принципах взаимной выгоды, укрепления глобальной безопасности. Тем более что вызовов и рисков, общих для региона, меньше не становится. Именно этот посыл сплачивает, создает объединяющую платформу для сотрудничества. Сегодня обе стороны обсуждают и реализуют совместную повестку дня, которая охватывает экономику, безо­пасность, охрану окружающей среды, культуру и другие направления. И такой прагматичный подход соответствует интересам и Минска, и Брюсселя.

— Как на эти отношения повлияет планируемое в скором времени подписание соглашения об упрощении визового режима и реадмиссии?

— Это давно ожидаемое решение. Снижение стоимости шенгенских виз до 35 ­евро, несомненно, подтолкнет и развитие торговли, и инвестиционных проектов, повлечет за собой увеличение туристического потока. На более эффективном уровне продолжится сотрудничество в сфере образования, науки, культуры, активизируются молодежные контакты. Кроме того, подписание этого соглашения станет важным политическим сигналом всему миру о том, что обе стороны открыты для дальнейшего взаимодействия. Другое дело, что сама процедура снижения стоимости виз — процесс достаточно длительный и может растянуться на несколько месяцев. После подписания соглашения еще должны ратифицировать Национальное собрание Беларуси и Европейский парламент. Успеют ли они это сделать до февраля 2020 года (с 2 февраля вступает в силу новый Визовый кодекс ЕС, согласно которому шенгенская виза подорожает до 80 евро) — большой вопрос. И все же есть основания полагать, что уже в первом полугодии мы воспользуемся плодами этого соглашения.

— Было бы хорошо, если бы следующим шагом стало подписание документа о приоритетах партнерства между Беларусью и ЕС. На ваш взгляд, это перспектива какого времени? 

— Установление полноценных политических и экономических отношений невозможно без создания солидной правовой базы взаимодействия и институтов сотрудничества. В основе правовой базы должны лежать политические соглашения. В принципе, существенных препятствий для подготовки и согласования соглашения о приоритетах партнерства Беларуси и ЕС я не вижу. Но есть отдельные моменты, связанные с подходом наших ближайших соседей к отдельным вопросам развития отношений с Беларусью. Полагаю, что эти сложности будут преодолены и мы выйдем на подписание документа. Это станет важным шагом в направлении разработки базового документа о сотрудничестве между ЕС и Беларусью.

— Геополитическое положение Беларуси на перекрестке всех дорог влечет за собой не только преимущества, но и риски. В информационном поле нашей страны все острее становится борьба между разными силами как с Запада, так и с Востока. Как нам вести себя в этой ситуации?

— Конкуренция Запада и Востока, России и ЕС — объективная реальность. И в таких условиях у нас не остается иного выхода, кроме как проводить взвешенную, сбалансированную внешнюю и внутреннюю политику. В информационном пространстве Беларусь должна предлагать объединяющую повестку дня для региона, которая будет интересна всем участникам. Это и дальнейшее развитие интеграционных проектов на постсоветском пространстве, и развитие партнерства ЕАЭС с другими субъектами региональных отношений, и налаживание диалога ЕС и ЕАЭС, ОДКБ и НАТО. Эта неконфронтационная повестка должна стать основой нашей работы в информационной сфере, поскольку она в определенной степени будет сглаживать негативные последствия противостояния между Россией и Западом.

— Но как формировать такую повестку в условиях отсутствия доверия между странами?

— Доверие рождается только в ходе диалога и сотрудничества. Полицентричная система мироустройства, которая сейчас складывается, именно так и работает. При любых ситуациях основные мировые игроки ведут между собой диалог на разных уровнях, начиная от ООН и заканчивая двусторонним треком. Понятно, что в одночасье всех проблем не решить, да и по мере развития ситуации всегда появляются новые проблемы, на которые также необходимо реагировать. Тем более ценной представляется белорусская инициатива по организации переговорного процесса «Хельсинки-2», которая могла бы стать хорошим стартом для международного диалога. 

— В минувшем году нашу страну посетили высокопоставленные американские чиновники, в том числе советник президента США, заместитель госсекретаря США по политическим делам. Анонсирован визит госсекретаря Майкла Помпео. Что это означает для Минска? Как будут развиваться белорусско-американские отношения?

— Наши отношения с США встроены в общую канву усиления вовлеченности Беларуси в мировые процессы. Тренд, который мы наблюдали в белорусско-американских отношениях в 2019 году, наверняка продолжится и в 2020-м. Важным сигналом будет повышение взаимного дипломатического присутствия до уровня послов. Кроме обсуждения вопросов международной и региональной безопасности, Беларусь заинтересована в активизации двусторонних отношений. Будем говорить прямо: у нас невысокий уровень экономических отношений с США. А ведь это мировой лидер в области технологий, инновационных проектов, что крайне актуально сегодня для белорусской экономики. И здесь надо использовать те возможности, которые открывает улучшение белорусско-американских отношений. Визит госсекретаря США наверняка придаст этому новый импульс.

— У вас нет ощущения, что нарастающее внимание Запада к нашей стране — это следствие желания «оторвать» Беларусь от России, помешать союзной интеграции Минска и Москвы?

— Я не стал бы погружаться в разные конспирологические версии. Да, такая точка зрения существует, и некоторые политологи готовы ее обосновать. Но мне кажется, здесь речь идет несколько о другом. Коллективный Запад и Россия и взаимодействуют, и конкурируют, и, естественно, заинтересованы в укреплении отношений с партнерами по всему миру. Улучшение взаимодействия Беларуси с ЕС и США отражает эту общую тенденцию. Россия также заинтересована в реализации совместной интеграционной «повестки дня» с Беларусью в формате Союзного государства, Евразийского экономического союза, других объединений. Мир сегодня настолько взаимосвязан и взаимозависим, что такие небольшие государства, как Беларусь, способны играть важную роль в укреплении международной системы.


ФАКТ

Беларусь эффективно защищает интересы Европейского союза от трансграничных угроз, которые формируются на Востоке, и одновременно интересы России от тех же действий, проявляющихся на Западе. В январе — октябре 2019 года белорусские пограничники на границе со странами ЕС выявили более полутонны наркотиков и задержали свыше 260 нелегальных мигрантов.

konon@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter