Новые перспективы гиганта нефтехимии

Построенное, как и написанное, остается

Построенное, как и написанное, остается

Генеральный директор Вячеслав Викторович Якушев в 70-е годы, начиная трудовой путь, дважды стажировался здесь. Сначала как старший оператор установки каталитического риформинга зимой 1973—1974 года, когда еще Мозырский НПЗ только строился.

— Коллектив там был уже довольно опытный. Руководство установки, ее начальник Иван Владимирович Левковский сделали все, чтобы моя стажировка прошла на должном уровне, — говорит генеральный сегодня. — С благодарностью вспоминаю многих операторов и инженеров, увы, некоторых уже нет с нами. Во время учебы в технологическом институте после 3-го курса проходил практику на установке АТ-8 нефтегиганта. Потом не раз приезжал сюда на семинары, помнится, обсуждали вопрос производства улучшенных битумов. Знаю давно многих руководителей, прежде всего главного инженера Анатолия Артюха, главного технолога Олега Шишова, начальника технического отдела Вячеслава Зубовича.

Основным приложением сил для Вячеслава Викторовича был до недавних пор Мозырский НПЗ. Ему отданы 31 с половиной года жизни. Не было директорской практики, но были 10 лет работы начальником установки каталитического риформинга, 2 года заместителем начальника и начальником комплекса ЛК-6У № 1, 6 лет начальником топливно-каталитического производства. Немалый опыт работы на технических должностях: главным технологом — 5 лет, 2 с половиной года — главным инженером.

— Назначение было неожиданным, — вспоминает директор. — Трудно было покидать Мозырь, где столько сделано для реконструкции завода… Сделанное на МНПЗ — плоды общей работы команды специалистов завода. Там воплощены и мои технические решения, творческие замыслы, и замыслы коллег. Тем не менее 13 июля приступил к исполнению обязанностей генерального директора на «Нафтане». Сказать, что труд директора легкий, – значит покривить душой. Прекрасно знаю меру ответственности на таком посту.

У Вячеслава Якушева три сына. Один с семьей живет в Мозыре, работает на МНПЗ механиком установки каталитического риформинга. Средний сын закончил технологический университет и трудится в Минске. А младший пошел в 11-й класс уже в Новополоцке. Жена также переехала сюда в конце августа, работает в исследовательской лаборатории ОАО «Нафтан».

Взаимное доверие профессионалов

Увиденное на «Нафтане», по признанию Якушева, поразило его масштабами, хотя и завод в Мозыре малым не назовешь. И дело не только в обширной территории. Если Мозырский НПЗ работает чисто по топливному варианту, то «Нафтан» имеет намного более сложную технологическую схему. Здесь и топливное направление, и производство индивидуальных ароматических углеводородов, производство масел и присадок, выработка тепловой и электрической энергии (установки КГТУ). А главное, гораздо больше коллектив — около 7 тысяч человек.

Со знакомства с людьми и началось. Общение с коллективами производств, цехов, служб показало: к новому генеральному относятся благосклонно, настороженности нет. Вячеслав Викторович говорил с людьми о своем творческом трудовом пути инженера, о том, что в жизни пережил. Может, поэтому его не «нагружали» проблемами. Возникло взаимное доверие. «И в первое время такая поддержка была воспринята мною как добрый знак», — говорит генеральный директор.

Коллектив получил важный сигнал: не надо ждать больших перестановок, никакой «своей команды» сюда перевезено не будет. Во-первых, из-за сложной ситуации с инженерно-техническими специалистами на Мозырском НПЗ, во-вторых, из уважения к компетентности и веры в профессионализм коллектива «Нафтана». А что может быть дороже в период прихода нового руководства?

На предприятии около 1100 выпускников Полоцкого госуниверситета, более 50 выпускников Белорусского технологического университета, который 23 ноября 2005 года отметил 75-летие. Около тридцати лет назад специальность по технологии переработки нефти и газа была переведена в Новополоцк в политехнический институт, и кадры в основном стали подготавливаться для «Нафтана». Молодые, энергичные, знающие специалисты нужны. Идет смена поколений, появляются новые технологии и задачи. В ОАО «Нафтан» для профессионального роста и успеха немало перспектив, особенно с пуском комплекса гидрокрекинга, с планами дальнейшей реконструкции и развития завода.

— К тому же, — считает заместитель генерального директора по кадрам и идеологической работе Николай Колбасенко, — момент важный в том плане, что уходят на пенсию те, кто строил и создавал производство, развивал его в 60—70-е годы. Необходимо, чтобы молодежь воспринимала и продолжала добрые традиции. Тут поле для работы у нас большое.

Поэтому на заводе начали разработку программы подготовки инженеров нового поколения совместно с Полоцким госуниверситетом. Она будет готова в

I квартале 2006 года. Белорусские вузы готовят почти всех необходимых специалистов. В современной рыночной среде предприятию становятся нужны те, кто обеспечивает доведение продукции до конечного потребителя, кто займется логистикой, перевалкой в портах, сделками на биржах… Без специалистов, отличающих CIF от FOB, сложно решать эти задачи. Хотя, возможно, все же это задача для общегосударственной единой компании-нефтетрейдера?

Важней всего «погода» в портах…

Экспорт дает «Нафтану» 65,8 процента выручки от реализации. В целом за 2005 год намечается продать за рубеж продукции на 28,4 процента больше уровня 2004 года (прогноз — прирост на четверть). Безусловно, такая динамика стала возможна благодаря высоким ценам на нефтепродукты на рынках Европы. Их спровоцировал рост цен на нефть и дефицит мощностей на НПЗ. Однако и российская нефть для Беларуси тоже дорожала весь год, порой на 20—30 долларов за тонну в месяц. Только в последние два месяца проявилась тенденция к небольшому снижению цены.

На отгрузку нефтепродуктов сильно влияет ситуация в портах Прибалтики, их открытость-закрытость, погода, наличие судов под загрузку… Например, в сентябре—октябре запасы дизтоплива росли, заполняя емкости на заводе: не хватало в портах танкеров из-за последствий ураганов в США. Такие вот подтверждения глобализации. Сейчас «Нафтан» активизирует вывоз запасов нефтепродуктов. А нефть на завод поступает по нефтепроводу и «на колесах», по железной дороге. «Планы по переработке нефти напряженные, практически работаем на максимуме возможностей, поэтому вопросы отгрузки товарной продукции наиболее актуальны», — говорит генеральный директор.

Насыщенная схема будущего

…«Нафтан» имеет более насыщенную схему — более 50 технологических установок, а на МНПЗ их около 20. Здесь больше установок специфических, имеющих индивидуальные особенности по выпуску ароматических углеводородов, узких нефтяных фракций, масел, присадок к ним. В то же время установки по первичной переработке нефти АВТ-2, АВТ-6, головные установки маслоблока имеют сложнейшие технологические схемы и оборудование. В дополнение ОАО «Нафтан» имеет развитое производство товаров народного потребления (ТНП). Сравнивая особенности, генеральный комплексно оценил новую программу реконструкции. Программа «Нафтан-2005—2010» стала официальным документом и планом действий 13 сентября, после согласования на Президиуме Совета Министров Республики Беларусь.

А первый этап реконструкции завершился вводом в действие установок комплекса гидрокрекинга. Это позитивно повлияло на показатели и возможности завода. Всего же по программе «Нафтан 1999—2003» были реконструированы и построены 11 технологических объектов.

Как говорит начальник комплекса гидрокрекинга Александр Устинов, при освоении новой технологии сюда подбирали операторов только с высшим образованием и опытом работы. Обучение и оказание технической помощи осуществлялось представителями фирмы-лицензиара UOP (США). В 2005 году заботой коллектива комплекса гидрокрекинга (здесь создано 110 новых рабочих мест) была доработка режима эксплуатации. «Думаю, получилось как следует все освоить, — полагает Александр Устинов. — Сегодня наш комплекс работает на плановой загрузке, подтверждая все свои параметры и возможности, дает немалый эффект заводу и стране».

«Нафтану» новый комплекс позволил получить дизельное топливо с ультранизким содержанием серы, которое отвечает передовым европейским спецификациям. А остаточный продукт гидрокрекинга — ценнейшее сырье для нефтехимии. Для завода он — база для выпуска масел с улучшенными характеристиками. Полученный тут же керосин — компонент дизельных топлив и реактивного топлива. Заводские технологи поставили цель освоить производство топлива «Джет А-1», наиболее дорогостоящего нефтепродукта на западном рынке. С ним выйти на внешний рынок «Нафтан» намечает уже в 2006 году.

Теперь на повестке дня, по словам генерального, модернизация простаивающей с 1994 года установки АТ-8 под переработку 5—6 млн. тонн нефти в год. И тогда появится возможность маневра мощностями. Удастся планово и постепенно вести текущие и капитальные ремонты, не выключая из работы, как нынче, до двух третей установок завода из-за капремонта одной установки.

Процесс маслом

не испортишь

ОАО «Нафтан» всегда было одним из ведущих производителей моторных масел. И сохранило свой маслоблок и производство присадок, в отличие от ряда заводов СНГ. Да только не используются они на полную мощь, хотя рынок Беларуси снабжают исправно. Но контракты по экспорту в этом году не сложились — цены в России ниже. Обратив на это внимание руководства, в Новополоцке и сами не дремали: провели семинар, переговоры с российскими компаниями.

— Сейчас «Нафтан» в основном торгует базовыми маслами. Но выгоднее продавать готовые моторные масла. Поэтому осенью проводили ряд переговоров с российскими компаниями. Заинтересованность в совместной работе выражает НК «ЛУКойл». Планируем разработку совместной программы. Возможно, итогом будет создание совместного предприятия. На повестке дня стоит вопрос создания технологий для производства новых пакетов присадок и получения допусков к их применению. У нас нет доступа к научным центрам, но «ЛУКойл» обещает это взять на себя. Так что завершаем формировать пакет заказов на 2006 год.

Источник роста

Правительство и концерн «Белнефтехим» ставят перед белорусскими НПЗ задачу: нарастить переработку нефти в стране до 25 млн. тонн в год. Но за счет чего?

Размышляя на эту тему, Вячеслав Якушев вспомнил, как наши НПЗ меняли приоритеты, корректируя свои программы развития. «Нафтан» в советское время перерабатывал до 24—25 млн. тонн, а МНПЗ — около 16 млн. тонн. В середине 90-х годов объемы упали на Мозырском НПЗ до 4 млн., на «Нафтане» — до 6 млн. тонн в год. По сути, заводы работали на 25—35% от своей мощности и, не имея денег, работали по схеме процессинга. Теперь все иначе. Предприятия получили возможность закупать нефть для собственной переработки, укрепляя позиции на рынке.

12 млн. тонн? Это оптимальные объемы, они учитывают модернизацию, позволят эффективнее использовать технологии. Ведь рост переработки не всегда влечет рост прибыльности. Практика 2005 года это показала. К тому же с ростом переработки (по году ожидается 9,6 млн. тонн) доля мазута вновь выросла, с 26 до 32 процентов по сравнению с 2004 годом. Глубина переработки зависит от загрузки и колеблется от 70 до 75 процентов. Чем больше мощность по переработке нефти, тем меньше глубина переработки, больше остаток мазута. Поэтому генеральный считает важным завершить в 2005 году реконструкцию вакуумного блока установки АВТ-2: это поможет углублению переработки нефти и в условиях роста объемов.

Опора на свои силы

Расчеты показали: программа «2005—2010» потребует инвестиций более 500 млн. долларов (с НДС и таможенными пошлинами). Завод опирается на собственные средства. Но понадобятся и 80 млн. долларов кредита банков в пиковые моменты массовой закупки нового оборудования. Теперь, кроме традиционных зарубежных партнеров, намечается более активное участие и наших банков. «Мы провели переговоры с «Беларусбанком», «Приорбанком», «Белвнешэкономбанком» по привлечению инвестиционных ресурсов, — отмечает Вячеслав Якушев. — Планы есть, думаю, они будут реализованы. Со многими банками работаем успешно, привлекая их кредиты при закупках нефти».

В целом «Нафтан», более 99,8 процента акций которого в собственности государства (остальные акции — у работников предприятия), сегодня имеет свои ресурсы для развития.

Надежный паспорт качества

Европа ориентируется на экологическую чистоту, на ужесточение стандартов по топливу. «Нафтан» не отстает. Его бензины уже соответствуют спецификации «Евро-3», а реализация мероприятий программы «Нафтан 2005—2010» позволит перейти на стандарты «Евро-4». Есть ряд показателей (содержание ароматики, фракционный состав), которых не дает достигнуть нынешняя технологическая схема завода. Поэтому по автобензинам разрабатывается отдельная программа.

А дизтопливо отвечает европейским нормам. Дизельное топливо, производимое на установке гидрокрекинга, с содержанием серы менее 10 ппм отгружается на экспорт и полностью соответствует перспективнейшим европейским спецификациям. Остальной объем дизельного топлива выпускается с содержанием серы не более 50 ппм. Часть его уже производится по европейской спецификации EN 590, а с начала 2006 года таким станет весь объем. Стратегическим направлением «Нафтана» как раз стал рост производства дизтоплива, на которое нынче ориентируются в Европе. В сочетании с «бензиновой» стратегией МНПЗ по отрасли получился эффект, в целом укрепивший позиции страны на мировых рынках.

Выпуская ДТ по EN 590, осваивая выпуск бензина по EN 228, ОАО «Нафтан» внедрило стандарты испытаний, отвечающие европейским нормам, уточнила Светлана Кветко, заместитель начальника ЦЗЛ. В странах, куда идет топливо из Новополоцка, конечно, тоже проверяют его параметры. Но, по словам Светланы Дмитриевны, официальных претензий к нашим нефтепродуктам не было. А иначе при такой системе контроля и быть не должно!

Менеджмент качества по ИСО 9000 пока введен только по ТНП, но на заводе внедряют оборудование, а главное — подходы, которые, думается, помогут выйти на международные стандарты управления качеством.

Для наших работников и наших горожан

О социальной сфере «Нафтана» знают не только в Новополоцке. Великолепная поликлиника, профилакторий, дворец культуры, гостиничный комплекс, 5 магазинов, мини-стадион в Междуречье, бассейн, тепличное и подсобное хозяйства, многое другое. Масштабы не уступают размаху производства.

Завод — основной спонсор футбольной команды «Нафтан». Правда, футболисты не сильно радовали в этом сезоне. Кстати, среди увлечений Вячеслава Якушева — футбол (как и у главного инженера Анатолия Артюха) и рыбалка, на которую почти нет времени. А вот на спортивном празднике заводчане с удовольствием отметили его заинтересованное присутствие.

Спортивные и культурные объекты предприятия работают для всего города без ограничений. Скажем, в детско-юношеской школе около 700 воспитанников, есть отделения футбола, легкой атлетики, плавания. Недавно открытое акционерное общество для ДЮСШ, а значит, и для города, построило мини-стадион. Он вырос вокруг одного из 30 полей, предоставленных Беларуси при содействии УЕФА для развития спорта.

Город строился вместе с заводом. «И не нам менять прочные традиции добрых отношений с местной властью, — убежден Вячеслав Якушев. — Меня впечатлило обновление в больничном городке, где обустраиваются палаты, оснащенные новейшим оборудованием. И завод тут продолжит вносить свою лепту. Ведь если работает большая химия, большие усилия нужны, чтобы наши горожане имели достойные условия жизни и поддержания здоровья».

О взаимопонимании говорят и регулярные посещения разных уголков города: генеральный директор вместе с председателем горисполкома Александром Комаровым уже не раз смотрел, что ремонтируют и строят в Новополоцке, какая помощь при этом нужна.

Фото Евгения Песецкого и Олега Елькина

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter