Новые перспективы

Попробовал подсчитать, как часто оплачиваю услуги и заказываю что–либо через интернет. Оказалось, чуть ли не раз в неделю. Скоро эта цифра изменится, пользоваться такими сервисами станем больше — создание электронного правительства в нашей стране вышло на новый рубеж.

По сути, множество элементов такого правительства — eGov — уже прочно вошли в нашу жизнь. Мы ведем электронную переписку с госорганами. Заказываем билеты, товары, продукты и такси через интернет. Бронируем гостиницы и санатории. Оплачиваем ЖКУ. Участвуем в общественных обсуждениях важнейших тем. Занимаемся благотворительностью.

Но это лишь первые шаги eGov как информационно–технологической системы. Возможности ее развития трудно спрогнозировать. Но и сегодняшние достижения впечатляют. Достаточно взглянуть на положение дел у лидера в развитии eGov — Южной Кореи. Сегодня южнокорейская электронная таможенная служба 100% экспортно–импортных процедур выполняет онлайн (экспортная операция занимает 2 минуты, импортная — полтора часа). Годовая экономия — до 2,5 млрд долларов. Систему закупок и торгов в электронном виде ведут 170.000 предприятий и 35.000 учреждений, годовая экономия — 4,5 млрд долларов, а время торгов сократилось с 3 — 4 часов до минуты. Резко уменьшилось время рассмотрения обращений граждан: сложных петиций — с 44 до 13 дней, простых — с 30 до 7. Мобильные приложения позволяют корейцам узнать о штрафах и тут же погасить их. Подать заявление на получение патентов и социальных пособий. Оплатить налоги, пошлины, проезд и многое другое. А при чрезвычайной ситуации — оповестить экстренные службы. После чего происходит рассылка тревожных эсэмэсок людям, находящимся поблизости.

Сегодня и в нашей стране все это уже не воспринимается как фантастика. Хотя министр связи и информатизации Сергей Попков и говорит, что методов формирования и подходов к реализации eGov — великое множество: «Но его основа, базисные элементы в Беларуси уже есть. Сейчас идет поэтапная реализация элементов электронного правительства».

Например, в следующем году планируется запустить Национальный портал открытых данных. «Это один из фрагментов, один из кирпичиков того же электронного правительства, обеспечения открытости, — поясняет министр. — Там будут собраны данные, которые не носят стратегического характера и не влияют на безопасность государства. К примеру, данные о режиме работы учреждений, графиках движения всех видов транспорта, информация по услугам ЖКХ, графики отключения горячей воды. В общем, все те сведения, которые нужны обывателю, любой вид открытой статистики». 1 июля 2018 года заработает Белорусская интегрированная сервисно–расчетная система. Она позволит заменить наш внутренний паспорт ID–картой, которая станет полноценным средством идентификации граждан. Эта же ID–карта станет пропуском в eGov. То есть ключом–доступом гражданина к получению различных видов электронных административных услуг. До конца 2018–го все многоквартирные дома Беларуси будут подключены к технологии GPON. «Это даст возможность в полной мере удовлетворить все запросы на услуги как телефонии и цифрового телевидения, так и передачи данных, включая новую концепцию услуг «Умный дом», — резюмирует Сергей Попков.

Об этой концепции стоит рассказать подробно. Она предполагает внедрение различных устройств, отвечающих за полную автоматизацию бытовых процессов. Например, подъем жалюзи утром и включение света вечером. Запуск кондиционера или отопительного котла к приходу хозяев. Работу аудио– и видеотехники, контроль пожарной безопасности, помещений и придворовых территорий. Контроль кранов и заслонок на трубах. Все это позволит экономить затраты на ЖКУ и получать информацию о любом инциденте в жилище, гараже или на даче на телефон в любой точке планеты.

Но самое главное в другом. «Умный дом» — это первый шаг к концепции несоизмеримо более широкого порядка — «Умный город». Она позволит со временем объединить все «умные дома» (в квартирах, магазинах, гостиницах, бизнес–центрах и т.д.). И не только. В той же Южной Корее «умные города» — U–cities — это еще и оперативное решение повседневных проблем граждан. Это система скоростного автобусного транспорта, регулируемая с помощью смартфона. Уникальная система видеонаблюдения для предупреждения преступлений — на основе интеллектуального анализа изображений. А также инновационная образовательная система: вход в школу каждого ученика осуществляется по ID–карте, после чего родители получают автоматическое СМС–сообщение о том, что их дети на уроках.

По некоторым оценкам, объем глобального рынка услуг eGov составляет примерно 160 млрд долларов. Очевидно, что eGov — проект, перспективный во всех смыслах. Особенно для Беларуси, поставившей задачу превратить себя в IT–страну.

osipov@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?