
Процесс многогранный и трудоемкий
«Р»: Скорость происходящих технологических изменений можно сравнить со скоростью частиц, движущихся в большом адронном коллайдере. Все сложнее предугадать, какие специалисты будут на волне востребованности через несколько лет. Как в таком случае спрогнозировать потребности национальной экономики, не превратив процесс планирования в гадание на кофейной гуще?Сергей КАСПЕРОВИЧ:

Алена ДОКУКИНА:

Вы видите, что планирование идет как минимум в трех плоскостях. Сферы экономики, рынка труда и образования сотрудничают в тесной связке. Экономисты просчитывают ВВП, производительность труда, кадровые и финансово-экономические параметры будущих инвестиционных проектов. В сфере труда рассчитывается потребность в кадрах на основе целевых параметров. А сфера образования использует показатели кадровой потребности экономики как ориентир, регулируя количество сегодняшних абитуриентов, направления.
Олег СОБОЛЬ:

Сергей КАСПЕРОВИЧ:
— Кстати, об инвестиционных проектах, которые реализуются на страновом уровне. Обычно такие проекты хорошо проработаны в плане финансов, оборудования, чего не скажешь о кадровой политике. Например, создается новое производство. Кто установит, какие специалисты необходимы, сколько их необходимо? Это должны определять не колледж и не вуз, а те, кто этот проект запускает, кто будет собственником, руководителем новой компании. Заказ должен быть отражен в инвестиционном проекте, внесен в автоматизированную систему прогнозирования потребности в кадрах — один из инструментов, который позволяет определять перспективную потребность в кадрах. Не на следующий год, этого недостаточно. Время подготовки специалиста с высшим образованием — это как минимум четыре года, со средним специальным — 2—3 года. Прогнозная потребность нужна, чтобы формировать контрольные цифры приема в учреждения образования, исходя из этого заказа.
«Р»: Ошибки при прогнозировании не исключены?
Сергей КАСПЕРОВИЧ:
— Есть различные ситуации. Работодатель может просчитать количество работников, которые уходят на пенсию. Но сегодня ему потребовался специалист определенной компетенции. Он не ждет молодого специалиста и берет человека с рынка труда, выпускник ему уже не нужен. Но все это частности. В целом в рамках общей системы прогнозирования потребности в кадрах сбалансированность обеспечивается.

Как рождаются новые специальности
«Р»: Каким образом в учреждениях образования появляются новые специальности? Насколько наши альма-матер мобильны и готовы подстраиваться под запросы на перспективу?Сергей КАСПЕРОВИЧ:
— Сразу отмечу, что иногда не нужно создавать новую специальность, а стоит перепроектировать действующую. Допустим, есть классическая специальность «химическая технология органических веществ». Появились новые технологии в этой сфере. Ничего не мешает в имеющихся учебных дисциплинах изменить содержание, устаревшую информацию на актуальную. Новая специальность нужна тогда, когда создаются рабочие места, на которых необходимы совершенно иные компетенции. Поясню: если надо в процессе подготовки специалиста изменить более 40–50 процентов содержания учебного плана, то это уже повод организовать работу по открытию новой специальности. Например, за последнее время спроектированы специальности, связанные с электрическим транспортом, производством продукции на основе трехмерных технологий, компьютерными сетями, регионоведением и так далее. По всем указанным специальностям начата подготовка специалистов.
В принципе, можно придумать любое модное название и пригласить молодых людей на обучение. Но за этим названием ничего не будет. Абитуриенты могут решить поступать на новую специальность. Но когда пройдет четыре года, окажется, что их некуда трудоустраивать — у работодателей нет таких вакансий. Задайте вопрос: нам нужны сетевой врач, ювенолог, строитель умных дорог? А я, между прочим, вам называю профессии будущего. Вузы могут начать подготовку. Но если мы поставим задачу спроектировать подобные специальности здесь и сейчас, то это неправильно. Высоки риски, что получим специалистов, которые не будут востребованы.
Ежегодно каждый университет и колледж обновляют содержание образования, вводят новые учебные дисциплины. Если специальность не меняется десять лет, это не означает, что идет преподавание по старинке. Помимо содержания образования, меняются также технологии преподавания. Традиционные — лекционно-урочная система — все больше заменяются или дополняются интерактивными.

Топовые профессии будущего
«Р»: Давайте посмотрим с позиции родителей, которые не знают, в каком направлении сориентировать своего ребенка. Можно преду-гадать, какие профессии будут востребованы в будущем?Алена ДОКУКИНА:
— Востребованы могут быть те же направления, что и сейчас. По сути, не профессии меняются, а подход к трудовой функции. Да, появятся профессии-пенсионеры, жизненный цикл которых завершается. Речь идет о тех процессах, которые легко автоматизировать. Скажем, на заводе установили новую линию — и часть сотрудников надо перенаправлять на иной путь. Продавцов спустя десять лет не нужно будет столько, уже появляются кассы самообслуживания. Мы должны быть готовы к таким процессам, когда профессия трансформируется. Кто бы мог подумать еще вчера, что врач будет выписывать электронный рецепт, а медкарту просматривать на компьютере? Схема «один диплом на всю жизнь» перестает быть эффективной. Обучение через всю жизнь — вот ключ успеха.

Олег СОБОЛЬ:
— Согласен, цифровизация, роботизация и внедрение новых технологических укладов требуют совершенно другого уровня подготовки рабочих и инженерных кадров. Поэтому в 2020-м более 5 тысяч наших работников прошли переобучение — расширили свои компетенции, исходя из потребностей предприятия. В этом году обучим 5980 человек. Готовы направлять кадры даже на учебу за границу, если в этом есть необходимость. Непосредственно на предприятии организуем курсы повышения квалификации. Сейчас разрабатываем проект с Академией управления при Президенте по обучению на базе нашей организации менеджеров среднего звена.
Если говорить о востребованных специалистах, то современное машиностроение требует гибких и быстро ориентирующихся в цифровой среде работников, обладающих компетенциями для работы на современном высокотехнологичном оборудовании, понимающих и использующих в профессиональной деятельности технологии программирования и роботизации.

Сергей КАСПЕРОВИЧ:
— Информационная открытость — это и счастье, и беда. Когда идет навязывание ребенку каких-то перспективных в чьем-то понятии профессий. Мама с папой настаивают идти в IT, а у него душа не лежит. Он хочет геологоразведкой заниматься, мечтает нефть искать. Кстати, сегодня большинство специальностей предполагает изучение вопросов использования IT-технологий или даже разработку новых программных средств. Более того, никто не мешает пройти двухмесячные курсы и начать программировать. Можно сформулировать такое понятие, как барьер входа в профессию. Например, чтобы заниматься информационными технологиями, достаточно после получения высшего технического закончить соответствующие курсы. А попробуй заняться той же геологоразведкой. Только одна возможность: полноценный процесс обучения длиной 4—5 лет (на уровне среднего специального образования — несколько меньше). Поэтому понятие перспективности чаще базируется на стереотипах. Например, давно ходит миф, что юристов и экономистов слишком много. Возможно, в конце 1990-х, 2000-х так и было. Но уже давно сокращены объемы подготовки по некогда популярным направлениям. В отдельные годы мы даже отмечали более высокий спрос на бухгалтеров, чем выпускают вузы. Хотя если заглянуть в систему прогнозирования потребности в кадрах АИС «Заказ и прием», то увидим, что организации заказывают подготовку совсем незначительного количества специалистов по данным направлениям. Это что получается? Через пять лет нам будут не нужны экономисты, юристы? Вовсе нет. Организации понимают, что это «высокоэластичные» специальности. По ним готовят многие вузы, колледжи. Специалиста можно «взять» с рынка труда или переманить у другого работодателя. Через автоматизированную систему «Заказ и прием» заказывают подготовку кадров по тем направлениям, по которым просто так не найдешь специалистов на рынке труда. Организации обычно стоят за такими кадрами в очереди. Поэтому важно ориентироваться на собственные предпочтения. В любой профессии можно расти, профессионально развиваться.
azanovich@sb.by