Новые хозяева в “Советском”

Компания “Славнефть-Старт” нашла интерес в сельской глубинке В числе 60 столичных предприятий и фирм, купивших в собственность убыточные колхозы и совхозы в Минской области, и белорусское представительство известной нефтяной компании. Новые хозяева выбрали малопривлекательный совхоз — МРСУП “Советский”, расположенный в “дальнем углу” пристоличного района. Прямо скажем, незавидное хозяйство, и не только потому, что хромала экономика и долги были. В Шаршунах очень скудные земли: балл пашни — 30, почти треть всех площадей — с повышенной кислотностью, требуется сплошное известкование... В общем, специалисты знают, что на такой земле “не станешь богатым, а будешь горбатым”. Самый высокий урожай хлеба, который здесь получали в последние годы, — 19—22 центнера с гектара. Этим все сказано...

Компания “Славнефть-Старт” нашла интерес в сельской глубинке

В числе 60 столичных предприятий и фирм, купивших в собственность убыточные колхозы и совхозы в Минской области, и белорусское представительство известной нефтяной компании. Новые хозяева выбрали малопривлекательный совхоз — МРСУП “Советский”, расположенный в “дальнем углу” пристоличного района. Прямо скажем, незавидное хозяйство, и не только потому, что хромала экономика и долги были. В Шаршунах очень скудные земли: балл пашни — 30, почти треть всех площадей — с повышенной кислотностью, требуется сплошное известкование... В общем, специалисты знают, что на такой земле “не станешь богатым, а будешь горбатым”. Самый высокий урожай хлеба, который здесь получали в последние годы, — 19—22 центнера с гектара. Этим все сказано...

Еще в начале минувшей весенней посевной ЗАО “Славнефть-Старт” начало оказывать помощь хозяйству в приобретении семян и удобрений, других материалов. Параллельно шла подготовка необходимых документов для выкупа имущества совхоза. Из Москвы приезжал посмотреть на новое “приобретение” сам глава НГК “Славнефть” Юрий Суханов. Вместе с генеральным директором СП ЗАО “Славнефть-Старт” в Минске Сергеем Шевченко, как люди опытные в бизнесе, оценили ситуацию, возможности и перспективу нового дела. Сегодня можно сказать, что здешним крестьянам, уставшим от постоянной неразберихи, бесхозяйственности и скудных заработков, от ежегодной смены руководителей сельхозпредприятия, действительно повезло. Нефтяные бизнесмены оказались людьми с крестьянской жилкой, “от земли”, которые знают, какой ценой добывается хлеб. За живое затронула их нынешняя сельская жизнь... Частник привык работать конкретно. Сразу определились, что нужно сделать, составили бизнес-план, просчитали каждую мелочь. Но самый главный, можно сказать, вопрос, который сразу удалось удачно решить, — это выбор управляющего предприятием, директора “Славнефть-Cтарт”. На эту должность назначили сильного специалиста Сергея Кулагина. В аграрных кругах его многие знают как первого заместителя начальника производства агрокомбината “Ждановичи”. И вот неожиданный поворот судьбы. Впрочем, сам Сергей Леонович считает, что морально, в душе, он уже созрел для такой работы. Интересна судьба этого 38-летнего очень энергичного, делового и открытого человека. Сергей Кулагин, оказывается, внук рабочего путиловского завода Василия Кондратовича Кулагина, которого в составе 25-тысячников отправили проводить коллективизацию в Мстиславский район Беларуси. Он был председателем колхоза имени Кирова, которым впоследствии руководил его внук Сергей. Там, на Мстиславщине, хорошо помнят и знают крестьянскую династию Кулагиных. Впоследствии Сергею много раз приходилось по разным причинам менять работу и место жительства. В 98-м (опять поворот судьбы) оказался под Минском. Рекомендовали председателем колхоза “Птичь”, но Сергея Кулагина заприметил тогдашний руководитель совхоза “Ждановичи”. Там на разных должностях и трудился Кулагин последние годы. Сергей Леонович с особой теплотой вспоминает всех специалистов и руководителей этого хозяйства, с кем ему довелось работать. Многое удалось сделать. Но его сильная натура хотела чего-то большего... И ему повезло встретить деловых людей, с кем и пошел дальше без страха и сомнений. 14 мая 2004 года Сергей Кулагин принял предложение компании “Славнефть” и стал директором филиала присоединенного к компании хозяйства. Что могло прельстить специалиста? Конечно же, возможность в полной мере проявить свои способности. ...За окном разыгралась метель, заканчивался короткий декабрьский день. — Вы заметили, что сегодня он прибавился ровно на одну минуту, — говорит Сергей Кулагин. — Зима поворачивает на весну...

— Как вам теперь работается в Шаршунах, на выселках?..

— Какие выселки! 30 километров от Минска, хороший поселок, прекрасные люди. Нашли контакт, многое уже получилось.

— Не разогнали совхоз новые хозяева?

— Так ведь никто и не собирался этого делать. Зачем? Сами люди не виноваты, что их довели до такой жизни. Все остались работать, за исключением трех человек из прежнего руководства. Мы сохранили всех главных специалистов, приняли на работу пару десятков человек. Ведь производство расширяется... Теперь на предприятии трудится 254 человека.

— Если это не коммерческая тайна, то сколько уже денег вложено в хозяйство?

— Почему секрет? В эквиваленте 2 миллиона долларов, начиная с весны. А юридически предприятие “Славнефть-Агро” оформлено с 1 августа. Владеем 3850 гектарами сельхозугодий, из них пашни — 2270. Среднее по размерам хозяйство. Земли нам будет маловато, планируем в будущем взять в аренду еще с полтысячи гектаров. Когда пришел сюда в мае, еще успели подкормить удобрениями посевы, обработать, посеяли дополнительно кукурузу на корм... В общем, постарались. И собрали уже по 38,3 центнера зерна с гектара, что более чем в полтора раза выше прежнего. Общий намолот составил 3500 тонн — вырос на 170 процентов. Заготовили корма, навели порядок на фермах, в мастерских.

— Сергей Леонович, главный вопрос: как сельчане восприняли новых хозяев, как складываются отношения руководителей с коллективом? Приживаются ли ростки новых экономических отношений на старой почве?

— Да, как вы говорите, “почву” сразу не поменяешь... Но в основе своей она здоровая. Это, наверное, главное, что я понял сразу. Меня назначили руководителем не за красивые глаза, а с таким расчетом, чтобы я разобрался в делах, изменил ситуацию и выполнил намеченный бизнес-план. Прошло только полгода с начала нашей совместной работы, но я могу сказать, что в хозяйстве все меняется к лучшему. Почувствовав перемены, и люди воспрянули духом, стали работать на совесть, вовремя получать приличную зарплату. Значит, дело пойдет, в этом я не сомневаюсь.

— Что конкретно привнесли в работу сельхозкооператива?

— За прошлый сезон удалось заметно поправить дела с техникой для пахоты. Купили мощный немецкий трактор “Фендт-926” и 8-корпусный оборотный плуг к нему, сеялку, опрыскиватель... За все заплатили около 1,3 миллиарда рублей. Но эта техника себя быстро окупит. Там, где прежде “ковыряли” землю 3—4 обычных трактора, будет работать один мощный. На следующий год купим “Ягуар”, другую кормозаготовительную технику, энергонасыщенные тракторы МТЗ, импортный зерноуборочный комбайн... Все это у нас заложено в перспективный план развития. Скажу, чтобы было понятно: наша фирма никогда не будет экономить на том, что работает на капитал, принесет пусть не сегодня, но завтра хорошую прибыль. Мы отслеживаем всю технологическую цепочку производства и видим, где и какие нужны инвестиции, затраты. От совхоза “Советский” нам достался полуразрушенный свинокомплекс, где было всего 3,2 тысячи голов. Теперь там более 4,6 тысячи свиней, а в скором времени будет 8—10 тысяч. Ведем серьезную реконструкцию производственных помещений. Удалось немного увеличить поголовье КРС, выросли привесы и надои. В совхозе — смешно сказать — доили в год по 1950 килограммов на корову, а за нынешний год будет более 3100 кг. Увеличилась реализация государству молока и мяса. Намечаем большие капвложения в строительство современной молочной фермы на 600 голов с доильным залом. 4—5 тысяч литров молока и более от каждой буренки в ближайшие год-два, 6—8 тысяч в недалеком будущем — это все реально. — Насколько известно, вам удалось “реанимировать” и цех по переработке молока... — Мы так договорились с руководством компании “Славнефть”. Идем как бы параллельным курсом: они качают нефть, мы занимаемся производством... У них начинается переработка — и у нас. Затем будет фирменная реализация продукции. Действительно, цех работает, выпускаем свое молоко, сметану, масло. Пока перерабатываем треть от своего производства. Когда расширим производство, будем принимать молоко из соседних хозяйств. Есть задумки и по мясному цеху. А сейчас у нас неплохо работает цех деревообработки.

 — Сергей Леонович, а что это за красивые дома появились в поселке? Может, руководство агрофирмы себе дачи построило в деревенской тиши?

— (Кулагин смеется в ответ.) Да это новые дома рабочих, тех, кто стоял в очереди на жилье. Мы четко выполняем президентскую программу “пять домиков”. Получили льготный кредит на строительство, но решили к тем 37 миллионам, что выделяются на строительство одного дома, добавить столько же своих денег, чтобы получился просторный двухэтажный коттедж для семьи. Пусть живут на здоровье, растят детей. Проектируем новую улицу и будем продолжать строительство жилья, возводить не пять, а больше домов ежегодно. За полгода, кроме этого, мы еще купили три пустующих дома. Много помогаем местной школе, пожилым людям, кто работал в хозяйстве и теперь на пенсии. По-человечески, внимательно относимся ко всем живущим на территории нашего предприятия, а оно охватывает 24 деревни.

— Какие теперь заработки у механизаторов и животноводов, специалистов?

— На уровне лучших хозяйств, выше, чем у соседей. Растет прибыль от производства, значит, и работники получают больше. К примеру, оклад у главного специалиста предприятия — 220 у.е. плюс 30 процентов премиальных ежемесячно при условии хорошей работы. Люди не обижены.

— Сергей Леонович, вы не жалеете, что сделали такой выбор? Как строятся взаимоотношения с местной властью, отраслевым ведомством?

— Я мечтал о такой работе, и мы с ней встретились. Мой брат Юра теперь фермер в Кировском районе. Я стал управляющим сельхозпроизводством в частной фирме. Все пока складывается так, как я хотел. Вот бы мой дедушка удивился, что нет уже колхозов... А с властью у нас хорошие отношения, иначе и быть не может. К нам приезжают специалисты из области, района, и мы ездим на совещания, когда приглашают. В плане ведения производства мы самостоятельны, а согласовать программу действий — почему бы нет? Какая разница, что мы — коммерческое предприятие? Ведь работаем на одной земле, по одним законам.

— Остается ли время на отдых? Чем увлекаетесь на досуге?

— Свободного времени всегда не хватает. И, видимо, не скоро появится, коль работаю на земле. Люблю свою семью, двоих сыновей, мечтаем о дочке... Моя страсть — это лошади. Видимо, потому, что родился в год огненного скакуна. q Директор филиала “Славнефть-Старт” Сергей КУЛАГИН: “Верю в крестьянскую мудрость”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter