Новые евразийские задачи

Евразийская интеграция должна взять лучшее из опыта ЕС

Ускоряющийся темп процессов евразийской интеграции ставит достаточно серьезные задачи по планированию того, каким образом новый центр интеграции будет осуществлять свою деятельность. Какие задачи должны стоять на повестке дня? Каким образом должна осуществляться координация совместных усилий и делиться дивиденды?

Для их проработки полезен анализ опыта европейской интеграции, которая дошла так далеко из-за реализации следующих параметров. Во-первых, удобства для политических элит интегрирующихся стран и для их граждан. Во-вторых, выгод для бизнесменов. Политические элиты получили новые возможности по защите своих государств, рядовые граждане — возможность беспрепятственно перемещаться и трудоустраиваться на огромной территории, бизнесмены — находить более дешевые кредиты и новые объекты для инвестиций. В то же время на разных стадиях интеграции уровень удобств и выгод для элит, населения и бизнесменов варьируется в зависимости от страны. На данном этапе одни страны начинают ощутимо получать большие выгоды от евроинтеграции, чем другие. Несомненно, выигравшей от евроинтеграции страной является Германия — с наибольшим населением, самой крупной экономикой и самыми современными технологиями. Изначальная ориентация Германии на экспорт подкрепилась возможностью беспрепятственного проникновения на рынки входящих в Европейский союз государств. Попытка угнаться за немецким уровнем жизни без объективных экономических оснований привела к огромным заимствованиям во многих других странах Евросоюза, которые в результате начинают испытывать серьезнейшие потрясения. Рядовые граждане недовольны высокой безработицей и ростом долгов, как общегосударственных, так и своих личных; бизнесмены — невозможностью выдержать конкуренцию с услугами и товарами самых развитых стран еврозоны; а политические элиты вынуждены ориентироваться на мнение и тех, и других. Главный негативный опыт евроинтеграции, который надо учитывать для успеха евразийской интеграции, — в Евросоюзе многие страны в рамках интеграционных процессов вместо удочек снабдили временными пайками рыбы. Поэтому основной задачей экономической стороны евразийской интеграции должно стать создание таких экономических механизмов, которые будут равномерно развивать экономику всех входящих в интеграционные процессы стран, не позволяя одной из них развиваться за счет других. Нет смысла наступать на грабли евроинтеграции.

Евразийская интеграция должна взять все лучшее, что известно из опыта ЕС. Начать можно с анализа того, каким образом можно создать новые многочисленные преимущества для политических элит, бизнесменов и обычных граждан интегрирующихся стран. Евразийская интеграция должна продуцировать новые высокооплачиваемые рабочие места, равные возможности для бизнеса и инвестиций и стимулы для политических элит кооперироваться. У населения участвующих в интеграционных процессах стран должно возрастать ощущение безопасности по важнейшим параметрам социальной жизни. Евразийская интеграция должна стать гарантом снижения преступности, угрозы войн, терроризма, гарантировать лучшее медицинское обслуживание, более привлекательные высокооплачиваемые рабочие места, большую свободу передвижения, включая возможности обучения и трудоустройства, более высокие пенсии. Механизм того, как евразийская интеграция сможет все это гарантировать, должен быть понятен широкой публике.

Необходимо создание множества программ, которые будут решать все вышеуказанные задачи. Пользоваться тут можно опытом союзной интеграции в рамках Союзного государства России и Беларуси. По аналогии с союзными программами должны появиться программы евразийские. Они могут осуществляться по всем направлениям совместной жизни — финансовым, инвестиционным, экономическим, научным, военным. Важным моментом должно стать серьезное финансирование этих программ. В год должны осваиваться не сотни миллионов и не миллиарды, а десятки миллиардов долларов. При этом огромное внимание следует уделять практической ориентированности каждого реализуемого проекта — они должны давать совершенно очевидные, осязаемые позитивные результаты, способные приносить пользу в долгосрочной перспективе, а не быть способом «освоения» выделенных средств. Одним из поучительных опытов евроинтеграции как раз и стало спускание огромных средств практически без толку на проекты, не способные оказать долговременный позитивный эффект для населения ЕС. При формировании пакетов евразийских программ каждый из партнеров может вкладывать те ресурсы, которыми располагает. Если не хватает финансовых ресурсов, страна может предоставить участок земли, рабочих, интеллектуальную собственность, зарубежные контакты и т.д.

Другим полезным уроком евроинтеграции является солидарность крупнейших средств массовой информации. При всей болтовне на публику о полной свободе СМИ, все влиятельные СМИ Евросоюза не подвергают сомнению идеи евроинтеграции и, более того, всячески ее пропагандируют. Достаточно сравнить эту ситуацию, к примеру, с российской, чтобы убедиться, что подобного единства в России нет и в помине. Влиятельнейшие российские СМИ позволяют себе уничижительно отзываться о существующих и потенциальных партнерах России в процессах евразийской интеграции, что воспринимается политическими элитами этих стран как отсутствие желания у российских элит осуществлять интеграционные процессы на равноправной, партнерской основе. Успешной интеграции не будет без информационной интеграции среди СМИ России, Беларуси и Казахстана.

Важной задачей СМИ является и придание более высокого статуса понятию евразийской интеграции. Идея европейской интеграции доминировала в европейских СМИ на протяжении десятилетий. Европейская интеграция стала в умах сотен миллионов европейцев синонимом счастливого будущего, богатства и процветания. Эту же задачу надо решить и в отношении евразийской интеграции.

В сфере внешней политики необходимо наращивание координационных процессов и возрастание уровня доверия между партнерами по евразийской интеграции. Основная роль тут, конечно, принадлежит России, поскольку ее геополитический потенциал не сравним с тем, что есть у Беларуси и Казахстана. Беларусь и Казахстан должны чувствовать себя за Россией как за каменной стеной и постоянно ощущать, что Москва воспринимает их внешнеполитические проблемы как свои и с такой же степенью готовности их решает. Чем больше содействия в решении тех или иных внешнеполитических проблем Минск и Астана получат от России, тем больше готовности у них будет на ускорение евразийской интеграции.

Сергей КИЗИМА, заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор политических наук

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter